Про семинар по аутизму в Иркутске.
Немного обуха по голове: единственной основной методикой работы с аутизмом является метод прикладного анализа поведения. Всё. Иппотерапия там и рядом не стояла. Тогда зачем? И чего делать, если всадник с аутизмом нас бьет? Об этом я долго говорила с Инной Карпенковой, к.соц.наук, психологом, автором термина "тьютор", гл.редактором журнала "Иппотерапия", членом правления федерации иппотерапии России (есть запись в открытом доступе - боюсь прямых ссылок).
Всегда хочется давать больше полезной практики, но, к сожалению, начинать неизбежно приходится с теории - это связано, конечно, с тем, что мы - не врачи и не обязаны знать диагнозы "от и до", с другой стороны, в нашей стране каким-то неведомым мне образом укрепилось представление, что "на лошадку посади - дальше она сама все сделает". Причем, в это верят как родители, так и специалисты. Исследований нет, подтверждений нет, есть святая вера - всё! И я это не про конкретный семинар в вышеупомянутом городе, а о ситуации в стране в целом. Если у Вас есть мысли, откуда эта вера в лошадь всемогущую, поделитесь со мной, пожалуйста.
Ближе к делу.
Я в своем Instagram (у меня собрана аудитория, в основном, профессиональная - это специалисты по иппотерапии) проводила опрос: "Какой фактор не является клинически значимым при постановке диагноза "Аутизм"?". Это важно, потому что Россия работает по МКБ-10 (и уже лет пять мы ждем МКБ-11), и вот в МКБ-10 речь ЯВЛЯЕТСЯ клинически значимым фактором. Однако же, если мы обратимся к последней редакции американского справочника психиатров (DSM) в последней редакции, там состояние речи НЕ ЯВЛЯЕТСЯ значимым. Вы мне скажете: "А почему это важно? Мы же в России живем". Да потому, что информация про аутизм в МКБ-10 была скопирована из того самого американского справочника предыдущей версии, из чего предполагается, что в МКБ-11 перенесут данные из Американского гайда по психиатрии. Это очень важно при составлении прогноза, при составлении индивидуального реабилитационного маршрута!
По МКБ-10 клинически значимыми факторами при постановке аутизма являются:
1. Нарушения речи
2. Присутствие стереотипий
3. Нарушение коммуникации и социального поведения
Из 5-й редакции Американского справочника Ассоциации психиатров убрана речь, ведь это логично: речь у детей с РАС/аутизмом развита по-разному. Это сопутствующий фактор! Собственно, как и умственная отсталость. Между прочим, в DSM-5 "РАС" встречается, а в МКБ-10 - нет. Но - я уверена! - вы слышали этот термин, а мои коллеги еще и регулярно пользуются. Если Вам интересна эта тема, я очень рекомендую прочитать учебник для вузов "Расстройство аутистического спектра" Елены Григоренко (могу прислать, пишите в личку).
Итак, в соответствии с современными стандартами мы отдельно рассматриваем:
1. Стереотипии и манеризмы
2. Нарушение социального поведения и коммуникации (и речь туда входит!)
Предполагаю, что мы с вами станем свидетелями, когда появятся полные статистические данные, которые сейчас существуют весьма разрозненно.
Что касается практики, когда мы говорим про аутизм, мы говорим про мозаичное развитие: где-то - Марианская впадина, где-то - дубайские небоскребы. Запрос на речь - это самый частый запрос, который я слышу от родителей. Декларирование стихов, рекламы, мультиков наизусть в 3 года - это не признак вундеркинда, это признак огромного перекоса, который - если ничего не делать! - приведет к гигантскому отрыву от общества. Задача любой реабилитации - помочь ребенку адаптироваться к социальной жизни, умение читать тут явно уступает умению подтереть попу, прошу прощения за формализм.
Как выглядят мои занятия? Я выделила 6 этапов.
1. Зрительный контакт. Это не ерунда, это то, с чего начинается коммуникация, вообще я об этом часами могу рассказывать и делиться приемами.
2. Очередность действий. Предвестник диалога. Очередность действий предполагает, что ты не просто делаешь, а ждешь другого.
3. Совместное поле внимания.
4. Проговаривание действий. К сожалению, у нас, если ребенок не говорит, то специалист внезапно тоже становится неговорящим. кстати, здесь тоже много правил - важно не стать "белым шумом".
5. Понимание сигналов, посылаемых ребенком. Я попросила одного из участников семинара в Иркутске изобразить сильные эмоции (страх, восторг) без использования слов и мимики (именно этим инструментарием не владеют дети с РАС). А теперь представьте, что такой ребенок хочет есть, боится грузовика... Наша задача - научится считывать, но при этом не угадывать, оставляя поле для развития коммуникации. Я это называю "следовать за ребенком", и здесь у конников есть огромное преимущество: мы, работая с животными, научились считывать "энергетический фон" лошади.
6. Мотивация и коомуникация. Звучит как цель, но на самом деле это не так. Как я это делаю? Я всегда даю выбор: "Что ты хочешь?". Все мои задания, все мои упражнения - это не задания "делай так", я всегда подчеркивая значимость выбора. В практике у меня был такой опыт, когда привели ребенка, я предложила ему выбор - у него случился шок: "Как это? Выбор? Что это?"
А самое важное - помнить, что с ДЦП и аутизмом невозможно работать одинаково. да и вообще с двумя разными детьми работать одинаково будет неэффективно.