Да, Юля, сам таких знаю и не одного)) Вот как раз и поэтому тоже считаю важным людей просвещать. Сужу и по собственнному примеру тоже))
Индейцы, лошади и мы. Часть 6.
С моей подачи Ким немного погрузилась в тему православия. А после того, как рассказал ей как устроено государство
российское,- что у нас нет "терпения" между народами, как в Европе (Ким бывала там), нет стиснутого законами
"равенства", а есть взаимное уважение между сотнями народностей, которые, в основном по мере отражения атак
окуппантов извне и расширения при этом границ становились частью империи, и, что у нас принято поздравлять с
праздниками тех, для кого это торжество, а для себя вовсе может и нет, - и делается это как раз из уважения и,
что неважно какой это праздник - национальный или религиозный,- мы живём в мире и стараемся сохранять культурное
разнообразие, и это всё вместе с многовековой историей совместной защиты общего государства является
объединяющим фактором, - вот после всего этого Ким решила изучить ещё и историю нашей страны.
Позже она призналась, что не раз плакала. Почему, основную причину, - обязательно расскажу позднее, а одну из причин сейчас.
По теме православия её слова были: "Если бы те миссионеры, что обращали в христианство нас, коренных жителей
Америки, были православными, то сейчас у нас не было бы такой кошмарной истории, без сомнения. Я вижу это по вашей истории и истории коренных жителей Аляски. Миссионеры всегда объявляли равенство всех перед Богом, призывали терпеть, но при этом почти никогда не указывали белым, что им следует относится к коренным, как к равным, а в нашей культуре видели только сорняк, который надо вырвать с корнем".
Ким, когда училась в колледже, чтобы подзаработать денег, ездила на Аляску в каникулы, - компании в сезон
нанимают людей ловить и заготавливать рыбу из рек. И Ким, конечно, там контактировала с местными коренными. И
вот удивительно - местные аборигены ей рассказывали, что православная церковь у них, - та, что осталась от
русских, - сейчас является по сути единственной защитой в сохранении их культур! Ким тогда не придала этому
значения, - Аляска далеко от её родных мест, вроде как экзотика. А вот сейчас вспомнила и, что называется,
прошибло.
У меня довольно много лет было своего рода хобби - изучение религий. Книги, журналы, общение в
специализированных группах, в т.ч. закрытых, много личных встреч с представителями основных религий и течений, - но как-то деятельность Православной церкви на Аляске от меня ускользнула. Я проверил слова Ким (ну всё привык перепроверять), и присвистнул: то, о чём Ким узнала на Аляске - правда. В период вялого и довольно короткого освоения Россией Аляски, православные миссионеры даже в первые годы легко заинтересовали больше 10 тыс. аборигенов, ставших православными. Для территорий с чуть не рекордно низкой плотностью населения, да в такие сроки - это фантастически много! При этом не было сделано ни одного враждебного выстрела (были единичные случаи лишь нападения на русских купцов, тогда оборонялись).
После продажи Аляски, вплоть до открытия нефтяных месторождений во второй половине 20-го века, федералы США
сильно не беспокоили, - далёкий кусок холодной земли, годный только по части военных программ на границе.
Когда начался нефтяной бум, на Аляску хлынуло население других штатов. Вместе со своими верованиями. И вот
внимание! С этого же момента начинается активная работа миссионеров "западных" течений христианства, а с нею -
давление на коренное население, и, - более того, - неприкрытые атаки на стирание их культурного наследия.
Почему? Я поднял научные работы - и наши, и западных авторов темы, - почти все они сходятся в одном:
ассимиляция в "американскую мечту" требует отказа от духовного мировоззрения. Как ни пародоксально это звучит,
но "западные" религиозные институты, сами становятся в этом активными участниками, и, - как и по всему западному
миру, - ведут к снижению значимости религии в жизни (секуляризации). Что, на примере аборигенов Аляски, начало
разрушать их духовные мировоззренческие взгляды. Кроме того, "западные" религии, направленные в сферу
индивидуальности, оказались неуместны в жизни коренных народов, разъединяя их. Частная вера и устройство
общественной политики оказались настолько несовместимы, что религиозная вера вытесняется из жизни народов.
Т.е. до того, при православии, они сохраняли свою идентичность, но в парадигме "американской мечты" это начало
интенсивно рушится.
Что интересно, - аборигены Аляски очень быстро осознали надвигающуюся беду (думаю, они просто уже хорошо знали,
что произошло с коренными народами много южнее). К концу 20-го века, на Аляске среди коренных насчитывалось 80
тыс прихожан, и в последние десятилетие века было построено около десятка церквей на пожертвования местного,
совсем небогатого населения.
Зацитирую кусочки из научной статьи "Исторические особенности православной миссии на Аляске в ХХ веке" за
авторством Н.Ч.Таксами:
"... Более двух веков православие было верой для аборигенов Аляски: в течение первых 80 лет - защищая и
поддерживая алеутов, следующие 80 лет неся им знания и образование, а в последние 80 лет оно само было
поддержано и продвигаемо коренным населением. Ранний успех миссии может быть объяснен симпатией и добрым
отношением, которое монахи из Валаамского и Коневецкого монастырей проявили по отношению к традиционной культуре
аборигенов в противовес негативным действиям правления Баранова. Расцвет в течение второго периода произошел
благодаря просветительным усилиям Иннокентия Вениаминова и его алеутских помощников. Третий период стал временем
деятельности коренных жителей (алеутов, креолов, эскимосов и индейцев), противостоявших политике ассимиляции,
проводимой федеральным правительством Соединенных Штатов.
Можно отметить, что феномен возрождения православия на Аляске связан и с тем, что на сегодняшний день
православная церковь воспринимается как один из традиционных институтов, за который отвечают сами коренные
народы.
... Просветительская и объединяющая работа церкви несет местному населению не только знание православных
ценностей, но знание и любовь к элементам своей родной культуры и родному языку. На сегодняшний день православие
помогает аборигенному населению в поиске истинной традиционной культуры, приняв за основу ее некую статическую
модель, зафиксированную учеными в конце XIX в.
... Под эгидой церкви для детей проводятся и курсы родного языка, и организуются трехнедельные образовательные
лагеря, посвященные тематическому погружению в родную культуру."
И ещё цитата из "Orthodox Alaska: A theology of mission", автор М.Oleksa:
"Американские ученые и представители Православной церкви на Аляске считают, что целенаправленное разрушение
аборигенных языков и растущая алкогольная зависимость населения - два неразделимых явления. В тех нескольких
районах, где аборигенные языки выдержали атаки на них, церковь остается сильной, и социальные проблемы
минимальны. В тех же районах, где политика, направленная на уничтожение культуры, преуспела, антисоциальное
поведение и криминальные ситуации выдвигают серьезные проблемы"
И ещё цитаты (уж прошу извинить, но считаю такие темы не только интересными, но и невероятно важными для каждого образованного человека).
Научная статья "Причины восприимчивости коренных народов Аляски к Православной вере", автор А.М.Азова:
"... Сегодня жители Алеутских островов называют Православную Церковь "Алеутской", а Православие - исконной религией
алеутов. В настоящее время очевидно, что православие на Аляске не просто сохранилось, но и продолжает
развиваться. На протяжении столетий местные жители сохраняли православную веру.
... Религиозные обряды автохтонов были недо-оформлены (
ко времени прибытия русских судов на Аляску - прим.моё),
а бытовая жизнь автохтонов регламентировалась не столько культовыми традициями, сколько нравственными нормами,
которые имели точки соприкосновения с христианской этикой.
... Вместе с тем, в этих недоо-формленных вероучениях были схожие с православной верой черты. Например, у
туземцев были схожие представления о мироздании. Атхинские алеуты считали, что "все обитатели островов, какие
они знали, произошли от пары людей, сошедших с неба на остров, называемый Танаг". Алеуты верили, что души
умерших людей, покидая тело, не умирают, но продолжают свое странствие по миру. Кроме того, туземцы верили в то,
что будущее души после смерти человека зависит от ее земных дел. Необходимость держать пост и сочетать его с
молитвой не вызывала трудностей и непонимания у алеутов и эскимосов, поскольку для их верований и образа жизни
был характерен пост, воздержание от пищи — в некоторые сезоны, особенно во время промысловых поездок, туземцы не
имели достаточного количества пищи и воды и вынужденно воздерживались от пищи.
... Особенности шаманских вер туземцев в некоторых случаях облегчали миссионерам духовно-просветительскую
работу. Так, атхинские алеуты считали гибельным идолопоклонство. Этот догмат определил особый путь миссионерской
работы среди атхинцев — у миссионеров не было необходимости следить за строгим отказом от идолов и их
уничтожением туземцами. Способствовал восприятию новой религии также характерный для алеутского шаманизма культ
святых. Православные иконы и образа святых, почитаемые Русской Церковью, стали новыми заступниками и помощниками
алеутов.
Важным фактором, способствовавшим проникновению Православия в сознание и образ жизни коренных жителей Аляски,
являлся менталитет туземцев. Алеуты обладали добрым сердцем, которому была чужда вражда и кровожадность. Для
алеутов характерна особенная любовь к родителям и детям - эта любовь выражалась не в ласке и нежности, а в
поступках: во время голода родители в первую очередь заботились о детях. Святитель Иннокентий (Вениаминов)
приводил немало примеров, когда "малютки сыты и довольны тогда, как родители их истощали от голода"; "никогда не
слыхано такого примера между Алеутами, чтобы дети явно оскорбили своих родителей".
Кроме того, святитель приводил много примеров алеутских и эскимосских семей, в которых дети оставляли возможные
выгоды ради того, чтобы не оставлять родителейо них без помощи. По замечанию святителя Иннокентия, сердца
алеутов были чисты от зависти: "для него чужда зависть, и особенно, та злая зависть, которая ненавидит отличных,
- она совсем не может иметь место в его сердце".
Алеуты, как заметил святитель Иннокентий, отличались особой восприимчивостью во всех отношениях. С особым
интересом и рвением алеуты перенимали не только русскую материальную культуру - строили жилища на русский манер,
использовали русскую посуду и части одежды, в короткие сроки осваивали у русских различные ремесла, но и
духовную культуру. В любом возрасте алеуты имели большую охоту к приобретению новых навыков и обучению грамоте,
в особенности "там, где они имеют более свободного времени, напр. на острове С. Павла, почти все до одного умеют
читать". Интерес и стремление к новым знаниям способствовали лучшему усвоению Православия алеутами.
... Алеуты и эскимосы-кониаги отличались неумением льстить, заискивать и никогда не спорили, даже если были
правы. Такие чистые сердцем и душою туземцы с легкостью усваивали православную веру, ведь христианская Церковь
как раз и воспитывает эти качества в каждом своем последователе.
... Русские миссионеры, обучая эскимосов, алеутов и индейцев христианской морали, совершая обряды крещения и
венчания, в своей духовно-просветительской работе делали акцент на изучении и сохранении особенностей
национальных культур региона.
... В качестве немаловажного фактора, повлиявшего на быстрое восприятие новой религии алеутами, этнограф Р. Г.
Ляпунова приводит то обстоятельство, что первыми наставниками в новой вере были русские промышленники
(посадские, казаки, крестьяне и прочие люди простого звания), а не духовные лица. По мнению российского
этнографа, российские промышленники передавали алеутам православную веру не в ее обычном каноническом
ортодоксальном виде, а в ее народном варианте. Такая религия была более понятна и легко усваивалась алеутами.
... Одной из причин расположения сердец алеутов, эскимосов и индейцев к Православию можно назвать созданный в
ходе промысловых плаваний на Аляску российскими промышленниками и купцами фундамент как для строительства
крепкой дружбы между коренным населением региона и русскими в целом, так и для формирования устойчивого интереса
к русской духовной культуре. (
здесь хочу обратить внимание на разницу в освоении Америки "цивилизованными"
европейцами - обман, резня, чудовищный геноцид, индейцев считали хуже собак, не имеющих души существами - это
прямая цитата одного офицера армии США,- прим.моё)
...Этнограф Р. Г. Ляпунова оценивает характер русских завоеваний в Русской Америке следующим образом: "Грубые и
сильные русские с крестом на груди поставили за грех напрасно губить иноверцев. Они били их только тогда, когда
надобно было обороняться". Именно благодаря этой особенности освоения Аляски русскими ее коренное население
сохранилось, продолжило свое этническое развитие в новых условиях, что, в свою очередь, способствовало
формированию благожелательного отношения к прибывавшим в регион российским промышленникам, духовенству и
переселенцам.
...Российские промышленники старались обращаться с коренным населением уважительно, по-доброму, одаривали
тойонов и их семьи подарками, знакомили туземцев с русской культурой, в особенности - с Православной верой, и с
не меньшим интересом интересовались их культурой, чем также вызывали ответное дружелюбное отношение.
... Русские миссионеры в Русской Америке в своей духовно-просветительской работе следовали заветам святителя
Стефана Пермского. Согласно его заветам, миссионерский процесс носил исключительно мирный характер, в деле
обращения в Православие инородцев, только вошедших в состав Российского государства, любое насилие и принуждение
исключалось - на иноверцев миссионеры воздействовали лишь проповедью и личным примером.
... Особенность русского миссионерского подвига заключается в том, что русский миссионер примером своей
благочестивой жизни оказывал глубокое влияние на окружающих. Туземцы, видя бескорыстие инока или священника, его
высоконравственное поведение, самоотверженное служение каждому ближнему, первыми проявляли интерес к
православной вере и принимали крещение. ...Особенность русских православных миссионеров заключалась в стремлении
проповедовать слово Христа на местных языках, чтобы христианское учение становилось понятным инородцам. Русская
миссионерская работа в Русской Америке включала в себя создание письменности на языках основных народов Аляски,
и перевод на них Священных текстов и молитв. Так, иеромонах Гедеон создал грамматику и словарь кадьякского
языка, перевел на язык эскимосов-кониагов молитвы. Отец Иоанн Вениаминов на основе глаголицы создал письменные
языки для тлинкитов и алеутов. Это сделало христианское учение понятным для многих аборигенов и способствовало
лучшему усвоению догм Православия коренным населением. (
опять для сравнения: вплоть до начала 20-го века, власти США и
Канады отнимали индейских детей в школы-интернаты, где было полностью запрещено разговаривать на родном языке -
ослушники нещадно избивались; и всю историю западные проповедники насаждали принцип или отучения, или запрета
использовать родной язык индейцами, - прим.моё)
... Кроме того, миссионеры защищали аборигенов не только от чрезмерной их эксплуатации российскими
промышленниками, но и оберегали туземную паству, до 1799 г., от борьбы российских торгово-промышленных компаний.
Так, в середине 1790-х гг. на Уналашке столкнулись интересы компании Шелихова и Голикова, и компании братьев
Киселевых: руководитель артели Шелихова и Голикова открыто притеснял рабочих компании Киселевых, в том числе
занятых на промысловых работах у компании алеутов. Иеромонах Макарий заступился за притесняемых алеутов, чем
заслужил уважение и доверие у туземцев, и, как результат, у аборигенов сформировалось желание следовать за
наставником и приобщаться к православной вере.
... Добродетель и твердая вера, нравственное поведение миссионеров, просвещение лишь словом, наставление лишь
добрыми делами, защита местных жителей как от русских промышленников в целом, так и от борьбы между русскими
промышленниками, способствовали появлению еще большего, глубинного интереса коренного населения Русской Америки
к православной вере. Таким образом, восприимчивость коренных народов Аляски к Православию обеспечивал целый
комплекс причин: отсутствие сформированного вероучения; регламентация жизни туземцев не столько культовыми
традициями и догматами, сколько нравственными нормами; схожесть вероучений туземцев с православной верой в
вопросе мироздания и культе святых; характер туземцев - кротость, независтливость и добродушие; искренний
интерес к русской культуре и, следовательно, к русской вере, в связи с ее необычностью для коренного населения
Аляски; привлечение автохтонов-мирян к процессу распространения русской духовной культуры в регионе; мирное
освоение региона российскими промышленниками; особенности русской миссионерской работы. Весь этот комплекс
факторов делал христианское учение понятным для народов Аляски, благоприятствовал лучшему усвоению туземцами
основ православной веры и способствовал формированию у коренных народов североамериканского континента
устойчивого интереса к Православию."
Это одна из причин, почему плакала Ким, - она, вспомнив свои контакты с аборигенами Аляски, их слова о
православии, сейчас представила "как могло быть по-другому". Большая часть её слёз, причину, расскажу позднее.
А сейчас начну показывать фотки с ма-а-аленькой части народного современного творчества коренных народов Северной
Америки. Эта тема гигантская, но, как всегда, меня интересовала тема лошадей.
Ниже, и в последующих записях, будут предметы, созданные в основном мастерами союза племён Навахо (они, можно
сказать, везунчики, но об том как-нибудь в другой раз).
У них я обнаружил любопытную технику в керамике. Называется она "Horse Hair Ceramics".
Это древняя, довольно трудоёмкая, порой и опасная техника. В определённый момент обжига, изделие вынимается из
печи и на него "накидываются" конские волосы из гривы и хвоста лошади. При вспыхивании образуются полосы и
затонированность. Дополнительно ещё могут использоваться перья и опилки. Это не только создаёт узнаваемый стиль
керамики, но и делает каждую вещь уникальной из-за индивидуальности линий.