О Хреновском конном заводе в годы Великой Отечественной войны
"Дальнейший прогресс завода прервала Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Большая часть квалифицированных конюхов, бригадиров, наездников ушла на фронт. Их заменили женщины и подростки, которым нелегко было освоить приемы ухода за племенными лошадьми.
К эвакуации завода приступили осенью 1941 г. Наиболее ценную часть производящего состава (5 жеребцов-производителей, в том числе Улов и Мох, и 33 лучшие матки) перевезли по железной дороге в Свердловск. Их разместили на Свердловском ипподроме, где в необычных условиях весной 1942 г. старший маточник завода В.Т. Хальнов принимал жеребят и проводил случку.
Молодняк (60 жеребчиков-годовиков и двухлеток) отправили в Еланский конный завод Саратовской области, но этот завод был перегружен лошадьми, поэтому хреновской молодняк передали а ближайшие колхозы. Зимой и весной 1942 г. готовили к эвакуации остальное поголовье. В то же время коллектив коневодов, возглавляемый директором М.К. Кобылянским, начальником конной части В.С. Грицем и старшим ветеринарным врачом Б.Г. Чернышевым, не прерывал нормальной работы завода. Тренировали молодняк, вели случную кампанию. Полная эвакуация завода началась в июле 1942 г. Лошадей разбили на четыре группы и своим ходом отправили на юго-восток, по направлению к Волге. Этот перегон проходил в очень трудных условиях. Переправившись через Волгу осенью 1942 г., все четыре группы дошли до станции Красный Кут, откуда по железной дороге их доставили в Курганский конный завод. Потери при эвакуации были относительно невелики, несмотря на то, что по дороге поголовье заразилось гангренозным мокрецом, а среди жеребят распространился мыт.
В Курганском конном заводе племенной состав Хреновского завода пробыл полтора года. В 1944 г. в Хреновом началось восстановление заводских помещений, разрушенных во время войны. Весной 1944 г. племенное поголовье было возвращено в Хреновое. Благодаря самоотверженному труду всего коллектива завода – конюхов, бригадиров, тренеров, наездников, специалистов, перенесшего неизмеримые трудности, лучшая часть орловской породы была сохранена.
Условия для случки, выжеребки, выращивания молодняка и его тренинга в годы войны были крайне неблагоприятными: не хватало кормов, помещений, кадров. Несмотря на это, заводу удалось вырастить таких выдающихся лошадей, как победительница Большого Всесоюзного приза рекордистка Былая Мечта 2.09,4, 1942 г. (Мох – Будущность), рекордист и победитель многих традиционных призов на Московском ипподроме, в том числе Большого Всесоюзного орловского приза, Морской Прибой 2.04,5 (Посол – Мурашка) и др.
Сохранение племенного состава Хреновского завода в годы Великой Отечественной войны обеспечило дальнейший прогресс породы. В послевоенный период начался новый расцвет завода.
Из книги И.А. Кузнецова и Г.А. Рождественской «Конный завод и порода»
Мох (Барчук - Мурава) 1929 г.р., производитель Хреновского к/з
Былая Мечта (Мох - Будущность), вор., 1942 г.р..
Рекорды:
1600 м – 2.09,4 (Москва)
2400 м - 3.25,7 (Москва)
3200 м - 4.34,0 (Москва)
Участие в призах:
1946 г.
Победительница Дерби (2.09,4) и приза Барса
Морской Прибой (3522 Посол - 4160 Мурашка), сер. ж., 1944 г.р.
1600 м – 2.04,5 (Москва)
2400 м – 3.14,4 (Одесса)
3200 м – 4.25,2, (Одесса)
4800 - 6.50,6 (Одесса)
Участие в призах:
Большой Двухлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Двухлетний Открытый приз - 1 место, Москва
Вступительный Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Орловский Зимний приз - 1 место, Москва
Большой Четырехлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Всесоюзный 4-хлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Установил рекорд приза Большой Всесоюзный Четырехлетний Открытый - 2 место, Москва
"Дальнейший прогресс завода прервала Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Большая часть квалифицированных конюхов, бригадиров, наездников ушла на фронт. Их заменили женщины и подростки, которым нелегко было освоить приемы ухода за племенными лошадьми.
К эвакуации завода приступили осенью 1941 г. Наиболее ценную часть производящего состава (5 жеребцов-производителей, в том числе Улов и Мох, и 33 лучшие матки) перевезли по железной дороге в Свердловск. Их разместили на Свердловском ипподроме, где в необычных условиях весной 1942 г. старший маточник завода В.Т. Хальнов принимал жеребят и проводил случку.
Молодняк (60 жеребчиков-годовиков и двухлеток) отправили в Еланский конный завод Саратовской области, но этот завод был перегружен лошадьми, поэтому хреновской молодняк передали а ближайшие колхозы. Зимой и весной 1942 г. готовили к эвакуации остальное поголовье. В то же время коллектив коневодов, возглавляемый директором М.К. Кобылянским, начальником конной части В.С. Грицем и старшим ветеринарным врачом Б.Г. Чернышевым, не прерывал нормальной работы завода. Тренировали молодняк, вели случную кампанию. Полная эвакуация завода началась в июле 1942 г. Лошадей разбили на четыре группы и своим ходом отправили на юго-восток, по направлению к Волге. Этот перегон проходил в очень трудных условиях. Переправившись через Волгу осенью 1942 г., все четыре группы дошли до станции Красный Кут, откуда по железной дороге их доставили в Курганский конный завод. Потери при эвакуации были относительно невелики, несмотря на то, что по дороге поголовье заразилось гангренозным мокрецом, а среди жеребят распространился мыт.
В Курганском конном заводе племенной состав Хреновского завода пробыл полтора года. В 1944 г. в Хреновом началось восстановление заводских помещений, разрушенных во время войны. Весной 1944 г. племенное поголовье было возвращено в Хреновое. Благодаря самоотверженному труду всего коллектива завода – конюхов, бригадиров, тренеров, наездников, специалистов, перенесшего неизмеримые трудности, лучшая часть орловской породы была сохранена.
Условия для случки, выжеребки, выращивания молодняка и его тренинга в годы войны были крайне неблагоприятными: не хватало кормов, помещений, кадров. Несмотря на это, заводу удалось вырастить таких выдающихся лошадей, как победительница Большого Всесоюзного приза рекордистка Былая Мечта 2.09,4, 1942 г. (Мох – Будущность), рекордист и победитель многих традиционных призов на Московском ипподроме, в том числе Большого Всесоюзного орловского приза, Морской Прибой 2.04,5 (Посол – Мурашка) и др.
Сохранение племенного состава Хреновского завода в годы Великой Отечественной войны обеспечило дальнейший прогресс породы. В послевоенный период начался новый расцвет завода.
Из книги И.А. Кузнецова и Г.А. Рождественской «Конный завод и порода»
Мох (Барчук - Мурава) 1929 г.р., производитель Хреновского к/з
Былая Мечта (Мох - Будущность), вор., 1942 г.р..
Рекорды:
1600 м – 2.09,4 (Москва)
2400 м - 3.25,7 (Москва)
3200 м - 4.34,0 (Москва)
Участие в призах:
1946 г.
Победительница Дерби (2.09,4) и приза Барса
Морской Прибой (3522 Посол - 4160 Мурашка), сер. ж., 1944 г.р.
1600 м – 2.04,5 (Москва)
2400 м – 3.14,4 (Одесса)
3200 м – 4.25,2, (Одесса)
4800 - 6.50,6 (Одесса)
Участие в призах:
Большой Двухлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Двухлетний Открытый приз - 1 место, Москва
Вступительный Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Орловский Зимний приз - 1 место, Москва
Большой Четырехлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Большой Всесоюзный 4-хлетний Орловский приз - 1 место, Москва
Установил рекорд приза Большой Всесоюзный Четырехлетний Открытый - 2 место, Москва