О значении рекламы и пиара российских пород на примере вятской породы

Летучая

Мастер Флуда
Место обитания
Сосны и песок
#1
Немного переназвала тему, мне кажется, так правильнее.
Авторы:

Белоусова Наталья - к. с-х. н., с. н. с. ФГБНУ ВНИИ коневодства

Бобкова Надежда - библиотекарь МБУК «Химкинская Централизованная Библиотечная Система»; ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», студентка 5 курса факультет Медиа-коммуникаций и аудиовизуальных искусств

Давно доказано, что средства массовой информации формируют общественное мнение и контролируют все отрасли современной жизни. Их значимость на человечество нельзя недооценивать. Все знания полученные людьми, так или иначе, связаны со СМИ. Это справедливо и для конной индустрии, в частности для популяризации и продвижения конкретных пород. Стандартные маркетинговые инструменты для продвижения любой конной продукции, в том числе собственно пород:

- печатная продукция (газеты, журналы, книги и т.д.),

- PR-мероприятия (выставки лошадей, демонстрационные экспозиции),

- электронные ресурсы (телевидение, интернет).

Интересным примером влияния медиа-коммуникативного аспекта на продвижение породы является вятка — старинная порода, не раз пережившая на своём веку периоды подъема и забвения. Меньше полувека назад эта замечательна порода была на грани исчезновения, и мало кто из обычных любителей лошадей мог хоть что-то вспомнить о ней. Сейчас же при упоминании вятской лошади почти каждый может хоть немного рассказать о ней и даже вспомнить некоторые клички знаменитых или знакомых лошадей. Не сбрасывая со счетов труд профессионалов-селекционеров, много лет отдавших спасению редкой породы, нужно признать, что большая заслуга принадлежит именно пиару. Благодаря ему теперь каждый, хоть немного связанный с лошадьми человек, знает об этой породе.

20 лет тому назад представление о вятской породе у большинства конников ограничивалось чем-то исключительно «деревенско-колхозным». Большим сдвигом в популяризации породы можно считать показ вяток из СПК «Колос» Удмуртии на крупнейшей в России конной выставке «Эквирос» в 2000 и 2001 годах. Люди воочию увидели, что вятская порода не просто жива, но и вполне презентабельна и конкурентоспособна. Вывоз вяток в Московскую область в 2002-2005 годах, и, последовавший за этим, широкий пиар на выставках, соревнованиях, семинарах, в статьях печатных изданий и интернете, также сослужил хорошую службу в деле рекламы породы. В 2006 году мы выпустили малым тиражом первый номер породного альманаха «Кони вятские».

В роли средств массовой информации при пиаре породы на первое место по значимости в 21 веке стал выходить интернет. Сайт, как маркетинговый инструмент продвижения и популяризации коневодческой продукции при грамотной структуризации информации является наиболее удобным и экономически оправданным. Данные на сайте доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что особенно удобно для общения на больших расстояниях в разных часовых поясах. Специализированный сайт о вятской породе «Вятка-лошадка», мы разработали в 2007 году. Этот сайт послужил точкой отсчета популяризации вятской породы в интернете, заработала «обратная связь» в виде форума, началось активное общение в интернете, у людей проснулся реальный интерес к вятской породе.

В 2012 году была открыта группа «Вятская лошадь» в социальных сетях. Открывая группу, мы не думали, что будет столь значительная отдача: буквально за считанные месяцы наша группа стала достаточно популярной, набрав несколько сот участников. Постепенно все новости и общение о вятских лошадях переместились с сайта «Вятка-лошадка» на более популярную площадку общения – в группу ВК «Вятская лошадь». С закрытием портала «narod.ru» перестала работать функция редактирования сайта «Вятка-лошадка», и он, к сожалению, прекратил свою работу, оставшись в интернете только в виде информативного не редактируемого ресурса.

В 2013 году мы провели в группе «Вятская лошадь» опрос «Где и как Вы узнали о вятской породе лошадей». Этот же вопрос был задан 5 лет спустя - в 2018 году, когда количество участников группы превысило 3500 человек. Оказалось, что за истекшие 5 лет акценты несколько сместились, особенно, касательно сайта «Вятка-лошадка». В 2013 году, когда наш породный сайт еще работал, 16 человек ответили, что узнали о вятках с этого сайта. К 2018 году наш сайт давно был закрыт для редактирования, новости и общение переместились в социальные сети, что отразилось на возрастании доли ответа «из группы «Вятская лошадь» и резкого снижения варианта ответа «из других интернет-источников».

Яркие, запоминающиеся фотографии, заполнившие интернет, вышли в раскрутке породы на первое место. В нашем веке быстрой информации, когда читать даже небольшие статьи, иногда элементарно нет времени, на первый план выдвигается такое средство познания мира, как просмотр картинок или кратких выделенных сообщений. А дальше многие люди впечатленные, удивительной красотой вяток, тесно связанных с родовой памятью русского человека, начинают всерьез увлекаться и заниматься этой самобытной породой.

Как ни удивительно, печатная продукция, в последние годы, также остается весьма популярной. Сначала небольшие издания и местная пресса регулярно публиковали интересные материалы о породе, а потом и известные журналы стали печатать на своих страницах статьи о вятской породе, чем привлекали к ней новых поклонников. Весомая доля опрошенных узнали о вятках, как об одной из пород, из старых учебников, справочников, открыток. Главным изданием по вятской породе сегодня без сомнения является породный альманах «Кони Вятские», который стал знаковым для всех любителей этих лошадей, его ждут, зачитывают, обсуждают.

Традиционные монопородные выставки, также в определенной степени способствуют росту популярности вяток, хотя в последние годы количество людей, узнавших о вятках из выставок и соревнований, несколько снизилось. Неравнодушных зрителей с каждым годом становится все больше. Трибуны никогда не остаются пустыми. В последнее время вятские лошади соревнуются не только с местными породами, но и с заводскими, не редко обходя их. После каждого мероприятия о нем обязательно пишут крупные издания конной индустрии, а иногда даже показывают небольшие телевизионные сюжеты по специализированным и местным каналам. В 2007 году на телеканале «Домашний» в популярной программе «В мире животных» вышла большая передача, посвященная вятской породе. Сюжет о беспрецедентных Всероссийских испытаниях вятских троек, которые проходили в Ижевске в феврале 2016 года, был выбран к показу на Всероссийской программе «Вести-Россия».

В нашей работе по популяризации вятской породы кроме непосредственно выставок и соревнований вятских лошадей мы проводим различные культурно-массовые, творческие и художественные экспозиции, конкурсы, выставки. Например, на каждой выставке вяток мы организуем конкурс детского рисунка «Рисуем вятку», «Рисуем аборигенную лошадку». Этот конкурс воистину уже стал Всероссийским, он прошел в нескольких регионах: в Удмуртии, ХМАО (Югра), Кировской, Московской, Владимирской, Рязанской областях.

В рамках первой Всероссийской конференции по аборигенным лошадям, проведенной в Ижевской ГСХА в 2016 году, мы организовали выставку-экспозицию «Аборигены России». Выставка собрала тематические авторские экспозиции: «На вятских конях сквозь эпохи», «Мезенка — жемчужина Севера», фотовыставки: Ольги Кошаевой «Красота вятской лошади», Ивана Толстого «Дикие лошади тверской глубинки», Натальи Спасской «Аборигенные лошадки», коллектива авторов «Скакуны Приобья», «Реликт Уральской тайги (тавдинка)». Впоследствии выставка была показана в Ханты-Мансийске, Кирове, Мезени и планирует свое дальнейшее путешествие по стране.

На данный момент вятка - одна из самых известных и любимых аборигенных пород лошадей в России. Частные владельцы все чаще приобретают себе именно эту крепкую, самобытную, нарядную лошадь. Из чего вытекают новые любители вяток, приходящие в эту конюшню. С уверенностью можно сказать, что вятка постепенно отвоёвывает себе медийное пространство и человеческие сердца.

У других местных пород с пиаром и рекламой дела обстоят гораздо хуже. После нашего опроса в социальной сети можно прийти к неутешительным выводам, практически никто не знает даже названия половины пород. Например, на вопрос: «Какой породы не существует?», наряду с, выдуманной нами «прикамской», которую назвали 24,6% опрошенных, конники указали все 10 перечисленных в голосовании пород: верхнеенисейская (21,3%), приленская (18,0%), минусинская (10,9%), чумышская (8,2%), нарымская (6%), и даже приобская (6%), печорская (2,7%), тавдинская (1,6%) и забайкальская (0,5%).

На вопрос «Сколько существует в России местных пород лошадей» проголосовало почти 700 человек, из них 24% ответили 12 пород, 21% - 17, примерно по 15 % опрошенных ответили 23, 28 и 9, и около 10% - 6. При данном опросе, нужно было выбрать один ответ из нескольких предложенных.

Довольно интересные результаты получились при опросе студентов II курса ветеринарного факультета МГАВМиБ-МВА им. К.И. Скрябина. Данный опрос по нашей просьбе проводили доцент кафедры крупного животноводства и механизации С.А. Зиновьева и зав. кафедры философии, профессор И.С. Ларионова. В опросе приняло участие 256 человек, в том числе 179 человек в возрасте 17-18 лет, 47 – 19 лет, 16 – 20 лет, 14 человек – 21 год и старше. Подавляющее большинство студентов не являются конниками.

Прежде всего, мы заметили, что большинство опрошенных, как конников, так и не конников практически не знают разницы между местными и заводскими породами. Мы предложили студентам навскидку перечислить местные породы лошадей. Результат оказался неожиданным: 105 человек назвали орловскую рысистую, 125 тяжеловозную (без детализации какая), 51 донскую, 26 верховую (также без детализации) и 4 ахалтекинскую. Конники, наряду с орловским рысаком к местным породам причисляли владимирскую, кабардинскую и тракененскую. В числе правильных ответов студенты ветфака перечислили следующие местные породы, указанные в учебнике «Коневодство»: башкирская (назвали 78 человек), вятская (74 человека), алтайская (72), якутская (35), бурятская (27), печорская (24), кабардинская (13), мезенская (6), калмыцкая (5), монгольская (5), забайкальская (3). Одним из самых популярных ответов, был, честно сформулированный «не знаю», который отметили 45 респондентов.

И, наконец, было предложено навскидку назвать количество местных пород лошадей России. Полученные ответы, несколько расходились ответами конников в интернете: меньше 5 пород – ответило 15 человек, 6-10 пород – 78 человек, 11-15 – 30 человек, 16-20 – 23, 21-25 – 14, 26-30 – 28, 30-50 – 26 человек, более 100 пород – 21 человек. «Не знаю» ответили 25 студентов.

Проводить опросы про особенности и породоопределяющие признаки лошадей местных пород уже не имело смысла. И дело тут не в качествах конкретной породы, а именно в отсутствие поддержки со стороны прессы и других средств информации. Так получается, что в наши дни уже нельзя обойтись без достойной пиар-кампании при распространении любой продукции, и лошади здесь не являются исключением. Многие конники, как оказалось, даже не знают, что в России есть свои породы лошадей, подходящие по климату, духу, финансам и другим немаловажным показателям. Будущие владельцы стремятся покупать иностранные породы, в то время как отличный, невостребованный молодняк ценных отечественных пород целыми ставками отправляется на мясо. Пород, которые могут стать отличным дешевым аналогом несоизмеримо более дорогих и, увы, востребованных покупателем, лошадей аналогичного пони-класса, привезенных из Европы. И виной сему видится именно отсутствие должной рекламы. Например, анализ конного рынка, представленный на популярных сайтах продаж лошадей России, показал, что к продаже предлагают единицы донских и тяжеловозных лошадей, фактически не предлагают аборигенов, в то время как активно продвигают фризских, андалузских и различных немецких лошадей.

Выход из ситуации только один и на примере вяток это особенно отчетливо видно. Любую породу нужно раскручивать, популяризировать, рекламировать. Это несложно и вполне осуществимо, благодаря доступности интернета и печатной продукции. Проводя опросы о местных породах лошадей России, мы увидели тот большой вакуум информации о них, и еще, неожиданно для себя заметили огромный интерес к данному вопросу у российских конников. Выяснилось, что на слуху в основном вятская и башкирская породы, о существовании которых знает подавляющее большинство конников. Эти породы имеют крупные группы любителей в социальных сетях, породные сайты или странички на сайтах хозяйств, довольно широко рекламируются в прессе и других СМИ. Из других пород чаще всего называют забайкальскую, представители которой, имеющие запоминающуюся чубарую масть, несколько лет подряд демонстрировались на международной выставке «Иппосфера». Гораздо реже конники вспоминают алтайскую, также прочно увязывая эту породу исключительно с приметной чубарой мастью. И, пожалуй, всё. Что говорить, многие конники не знают даже о мезенках! Сколько восторженных отзывов об этой породе было высказано конниками, когда в социальной сети прошел репортаж об испытаниях этих удивительных северных лошадей! И неиссякаемый интерес у публики, выражающейся в последовавшей массе вопросов: Что за порода? Где разводят? Какой рост? Где купить?

Простые любители лошадей, оказываются, даже не знают, что наша страна столь богата своими аборигенными лошадьми! Чтобы немного заполнить вакуум информации, а также путем рекламы и популяризации поднять популярность наших аборигенных лошадей мы решили пойти уже проверенным с вяткой путем и открыть группу ВКонтакте, посвященную отечественным местным породам. И, удивительно, меньше чем за неделю в группу вступило более двух сотен участников, а за 4 недели ее существования количество участников превысило 500!

Мы считаем, что социальные сети – это сильное медиа-коммуникативное средство для рекламы и продвижения продукции отечественного коневодства, имеющее ничуть не меньшее значение, чем печатная пресса, телевидение и традиционные информативные интернет-порталы. Простота и быстрота общения с людьми из любого уголка нашей необъятной России (что особенно важно, говоря о местных породах), краткость и простота передачи любой информации, в том числе наглядной (фото, видео) привлекают к такому СМИ всё больше и больше людей. Говоря о популяризации пород, мы не можем уже игнорировать данный факт и данное средство массовой информации.

Нельзя не отметить такое положительное преимущество вятской породы над другими аборигенами, как относительно небольшая удаленность Родины вяток (Удмуртии и Кировской обл.) от центра России – всего чуть больше 1000 км, в отличие от других местных пород, разводимых в более чем 3000 км от столицы или допустим мезенок, до которых только самолетом можно долететь. Говоря о развитии недорогих пород «хобби-класса», где на первый план выдвигается спрос со стороны массового покупателя, момент «удаленности» от центра играет, подчас, решающую роль. Например, о башкирской породе заговорили больше именно после организации репродуктора этих лошадей в ООО «Снайп» Тверской области.

Остается надеяться, что аборигенные породы лошадей продолжат набирать в свои ряды всё больше и больше почитателей, и тогда в скором времени конники будут знать и легко вспоминать такие прекрасные российские породы как мезенская, приобская, приленская, забайкальская и многие другие.

Только благодаря неравнодушным людям, энтузиастам, вкладывающим гигантский труд, немалые средства и безграничную преданность любимому делу и удивительным российским породам, эти лошади еще сохраняются. Хочется верить, что активная деятельность заводчиков и любителей по сохранению отечественных самобытных пород, будет поддержана и на государственном уровне!


МАРКЕТИНГОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СМИ В РЕКЛАМЕ И ПРОДВИЖЕНИИ МЕСТНЫХ ПОРОД ЛОШАДЕЙ НА ПРИМЕРЕ ВЯТОК
 

Жу

Целеустремлённая
Команда форума
Место обитания
Москва
#2
Наталья большая молодец, несколько раз с ней пересекались - очень нравится все что она делает.
 
Сверху Снизу