Учить учиться это модное веяние и в принципе логичное, но доступное не для всех и не в любом возрасте. И не в такой форме, которая преподаётся в России (и большинстве стран на самом деле).
Если бы оно было не доступно всем, то человек так бы и оставался кабачком всю жизнь. Любой ребёнок естественным образом учится учиться. Он создаёт в своей голове сложный, полный абсолютно неожиданных связей мир.
А потом в школе его заставляют зубрить отдельные разрозненные факты. Которые откладываются в его голове как отдельные элементы, не встроенные в систему. Научить осмысленно создавать систему, связи - это и есть учить учиться.
Мировозрение человека можно представить себе как огромную паутину, где капельками росы отмечены те или иные знания, суждения, представления. Какие-то капельки больше - это основа, какие-то крохотные и человек к ним обращается только путём сложных ассоциаций и связей. Зазубренная, но не понятая, не познанная информация не попадает в паутину, эти капельки лежат на отдельной полке. Красивые и ничем не связанные. У меня серьёзная математика и физика лежат на таких полках. То есть моооожно покопаться и вспомнить, но оно не определяет сознание.
Ребёнка можно заставить зазубрить даты восстания декабристов, не объяснив ему саму суть и особенности этого события, но если это знание будет лежать на полке, без связи с другими, он не сможет ответить ни на один вопрос кроме «В каком году было восстание декабристов?» или не сможет прикинуть где в жизни можно применить интеграл (эт я!).
Знание вектора не должно освобождать от знания дат. А то как раз и получается Наполеон столкнулся с печенегами.
В вашем рассуждении уже логическая ошибка (без наезда). Вектор нельзя знать, его можно только осознавать. Сложно объяснить, многообразно получается, но я попробую.
Нельзя заучить историко-географический вектор, потому что это не знание, а система познания. Исторический вектор это не перечисление исторических периодов от первобытных людей к новейшему времени. Ближайшее сравнение исторического вектора может быть с пространственно-временным континуумом. Знания нужны в любом случае, но при использовании вектора они не используются как таковые, не оцениваются годы, когда жили печенеги, а когда Наполеон, не вспоминается дата декабристского восстания - эти даты не нужны, важна общая перспектива событий и объектов. Ну, упрощённо, Наполеон воевал с Российской империей, Российская империя была единым централизованным государством, которое было собрано сильно ранее из разрозненных племён, значит Наполеон не мог воевать с одним из этих племен.
В сформированный у ребёнка историко-географический вектор можно закидывать неограниченное количество событий и объектов в любой географической точке мира, главное грамотно и крепко связать все события и объекты одной нитью. Даже печенегов к декабристам можно привязать в пространстве-времени, не используя ни одной даты.
И кстати, в обсуждаемый вектор входит не только история, его формирует и геграфия и обществознание и литература и иностранный язык, да в принципе все предметы его должны формировать, даже ОБЖ с Физрой. Я знала ребят, которые в случае «не учил, но забыл» физические законы вспоминали через историко-географический вектор: кто закон придумал, когда, где и после кого товарищ жил, вспоминали чо помнят про открытия и законы предшественников и последователей и плюс минус верно отвечали. Наша физичка это называла «прийти к ответу неочевидным путём».
Иными словами, мышление должно быть системным и сейчас наше школьное образование наконец пришло к внедрению этого постулата в жизнь.