Дорогие мои читатели! Мне перед вами очень-очень стыдно за то, что я бросаю кусок информации и пропадаю потом на недели. По этой причине я так долго не заводила дневник, теперь завела - но все равно не справляюсь.
Мне не интересно вести просто хронику; хочется делиться переживаниями, впечатлениями, эмоциями, а они плохо поддаются планированию, случаются стихийно и часто тогда, когда компьютера (или мозгов, чтобы облачать их в слова) нет рядом.
Завтра мировая премьера "Ведьмака". Пожалуй, ни один фильм не вызывал у меня таких противоречивых чувств.
С одной стороны, я никогда не назову Сапковского любимым писателем, а себя - фанатом саги.
С другой стороны, как уже мог заметить внимательный читатель дневника, я отношусь к польской культуре вообще и Саге о ведьмаке в частности с большой нежностью. Меня восхищают присущая Сапковскому потрясающая фантазия и его удивительная смелость в экспериментах с литературной формой.
С одной стороны, мне очень нравится киноадаптация первых двух книг, сделанная поляками в 2001-2002 годах. Да, она дешевая, да, в каких-то аспектах - примитивная, но создатели (а также Михал Жебровски и Збигнев Замаховски, которого я люблю нежно) очень тонко попали в атмосферу, настроение саги и характеры ее героев.
С другой стороны, еще 15 лет назад, вскоре после выхода заключительной части "Властелина колец", я на каждом углу трындела, что мир, более любого другого достойный следующей масштабной экранизации, - это мир "Ведьмака".
И вот сбылись, можно сказать, мои надежды: за экранизацию "Ведьмака" взялся Netflix. И вроде радоваться бы, но...
Не верю я в то, что американский автор может "осилить" эту сагу. Книги о ведьмаке далеки от привычных широкому зрителю канонов фэнтези. И совсем не просты, как может показаться при первом знакомстве.
Это очень глубокая литература и очень славянская. Однако "славянскость" ее вовсе не в цвете кожи персонажей, славянских легендах и монстрах, Высоком Средневековье Восточной Европы и прочей охренительной бредятине, которую друг за другом повторяют люди, не удосужившиеся прочесть книги и страдающие отсутствием эрудиции.
Сага о ведьмаке имеет очень специфичную и очень славянскую ментальность, мировосприятие и проблематику. Именно это делает ее привлекательной, именно это в ней важно и именно это так не просто уловить и так легко потерять при создании адаптации. Хотя я совсем не склонна вешать на людей ярлыки и ставить штампы по национальному признаку, но все же у представителей разных культур разная ментальность, влияющая на восприятие ими одних и тех же вещей.
Я очень боюсь, что Netflix не воспримет эту ментальность, это мировосприятие и исказит проблематику.
С другой стороны... Есть такой тощий лысый мужик со стремной бородкой, имя которого с первых новостей о новом сериале всплывает рядом с названием Netflix, - Томек Багиньски, исполнительный продюсер и "серый кардинал" будущего сериала.
Появление этого польского аниматора во всей теме выглядит очень странным, но лишь на первый взгляд.
Багиньски вырвался на мировую сцену довольно рано и довольно ярко: в 27 лет его вторая в жизни работа была номинирована на "Оскар" за лучший короткометражный анимационный фильм - потрясающую 6-минутную мульти-экранизацию рассказа Яцека Дукая "Кафедральный собор". А в 30 Багиньски получил премию Британской киноакадемии в аналогичной номинации за "Искусство падения".
И знаете, чем больше я наблюдаю творчество Багиньски и стоящей за ним команды Platige Image (они же Platige Film, они же Allegro Film), тем больше утверждаюсь в мысли, что если есть режиссер, способный экранизировать "Ведьмака", то это Томек Багиньски.
Багиньски глубок, лаконичен, символичен и пронзителен. Потрясающе внимателен к мелочам и ироничен.
В 2014 году Томек Багиньски и его команда Platige Image (они же Platige Film, они же Allegro Film) были приглашены Европейским космическим агентством для создания короткометражного фильма о миссии "Розетта":
В "свободное от основной работы время" Платиджи и Багиньски снимают восхитительный короткометражный мини-сериал "Польские легенды" (наполненные множеством пасхалок, в том числе к "Ведьмаку").
Платиджи - потрясающая вижуал-команда, которой под силу все: у них заказывают рекламу Ferrari, Jaguar, Pepsi, Huawei, Nissan, Samsung, Microsoft etc., они рисуют компьютерные игры (в том числе для CD Project RED), делают визуал для фильмов (в том числе Ларса фон Триера, "Катыни" Вайды, их "Холодная война" номинировалась на Оскар в прошлом году) и спектаклей ("Ромео и Джульетта", "Пола Негри" и т.д.)
Томек Багиньски был подростком, когда были опубликованы первые главы "Последнего желания", и пришел в кинематограф с мечтой когда-нибудь перенести любимую книгу на большой (по-настоящему большой) экран.
Будет ли у нас новый "Властелин колец"?
Я очень верю в Багиньски и Платиджей.
И очень хочу, чтобы у них получилось.