Про базу в отечественном КС

Lienice

Разрядник
Место обитания
Земля
:D Писала пост аналогичный @Idle Conversation страниц 10 назад.
С Чудью тоже мысли пересекаются...конкуристы... :rolleyes:

Добавились новые размышления, вот я сама утверждала что база как раз предшествовала 3му разряду, но 2 момента саму смущают:
1. вот возьмем пятиборцев , едут сколько они там 110 или 120, есть ли у них база, имхо едва ли, там же порой страшно смотреть, то есть то, что приходя к этой высоте человек обязан иметь базу уже не аксиома.
А вторая мысль вспомнилась по прочтению и перекликается с 1й, в связи с тем что пятиборцы получают незнакомую лошадь по жребию.
На мой взгляд база всадника - это красивая и функциональная свободная посадка (как комплекс средств управления), позволяющая достойно ехать езды в рамках начальных эллементов (детские езды), осваивать невысокие прыжочки, все так же с хорошей посадкой, и спокойно чувствующие себя в полевом тренинге на адекватной лошади. Кавалетти, невысмокие связки, фигурная езда.
Всадник, владеющий базой, способен координированно включать вес и корпус при подаче команды. Легкая пластичная поясница, спокойные руки, хороший контакт. Не падает вперед, не падает назад, не задирает колено и т д. Просто приятный глазу всадник, который на адекватной лошади демонстрирует качественную езду начального уровня сложностей.
На любой ли лошади? Или все таки есть ограничения.

Вот на знакомом мне коне имхо еду вполне себе неплохо (не отношу себя к владеющим базой), вообще это даже не мое мнения, а тренера, пересела тут недавно на другого,нового для себя, коня и все развалилось до уровнях ужас-ужас, в следующий раз уже присиделась и было лучше. Причем кони опытные, второй больше с уклоном в выездку.
Несколько лет назад ездила на молодой 5летке, кобыла правильно выезжена изначально, на рыси уже сама бежала на повод, делала вперед и вниз и ехать на ней красиво было не сложно, даже планировалось что поеду на ней первую ее ппд, но она продалась раньше.

Так все таки должна ли база позволять ехать на любой лошади и в какой мере?
 

Чудь

Слегка радикальная река мокрых котиков
Команда форума
Место обитания
Ваша Мать Чехия

Корона

Следит за погодой
Место обитания
Мастерская
Там ответ был что это другой левел.
И левел 2 - это уже совсем не база.

Начали рассуждение вообще на примере конкуристов))) Почему сразу выездка, сразу мундштук, сразу БП? :shok1
Начали рассуждения вообще о базе. А она должна быть задолго до выездки и конкура.

Как оно было в Москве могут рассказать например Ронул или Алексей Борисович (они точно должны знать).
Алексей Борисович как раз и написал, что ничего не давали. Совсем. Смог сам нащупать - молодец.

Не смог нащупать правильно, но сумел перевалиться через метр - прошёл дальше. И приобрёл уверенность, что именно так и есть правильно. Прошёл же.



Объяснить лошади что подводить зад и округлять спину под всадником - это удобно, имхо, самая что не на есть база.
База всадника - это и есть уменее объяснить лошади. А для этого надо знать, что и как самому для этого подводить.

Ты забыла сюда же добавить базовые знания о теории верховой езды.
Наверное, с этого база и начинается.

Как уже выше заметили, точить базу можно всю жизнь. Даже самые продвинутые всадники находят, что исправлять.
Косяки есть у всех.

Но чтобы их исправлять, надо знать, как тот самый идеал должен выглядеть. Не только внешне, но и по ощущениям. И как это проверяется по реакции лошади. И как это все связано с биомаханикой.
 
Место обитания
Москва
В советские времена когда были сдюшоры, следующие рекомендованному государством плану обучения, так и было. Сейчас по-всякому, ИМХО
Например раньше на 1 году обучения всадник должен был освоить уверенную езду 3 аллюрами, изучить все манежные фигуры, и проехать маршрут до 100см, выполнив норму 3 разряда. То есть универсальным был всадник на начальном этапе до 3 разряда. Если все это успешно получалось, то на 2 году обучения всадник попадал в спортивную группу, где уже начиналась специализация (при распределении учитывались индивидуальные способности). Либо выездка либо конкур, либо троеборье, если была трасса в наличии. А иначе в спортивную группу не брали. А если не получалось-извините, нефиг выше и лезть. У нас например так было. Как оно было в Москве могут рассказать например Ронул или Алексей Борисович (они точно должны знать).
А сейчас многие люди, занимающиеся выездкой, вообще не прыгают. В принципе. В лучшем случае маленькие крестики. И полевой тренинг тоже не к ним. Хотя разряды спортивные по выездке есть.
Поэтому у меня все тот же вопрос остается при разговоре про базу современного всадника, что и много страниц назад.
Сначала надо определиться с терминами.
В моё время не так быстро.) На 3 разряд на втором году обучения, на 3 году на второй и уже после этого по мере освобождение мест в спортивной группе перевод. Места освобождались за счет уходящих в ряды Советской Армии.
 
Так все таки должна ли база позволять ехать на любой лошади и в какой мере
База должна позволять приемлемо ехать на лошади выезженной согласно базе, хотя умение быстро находить подход к любой лошади это точно не базовая фишка.
 
Наверное, с этого база и начинается.
Да, я об этом сразу говорила. База начинается со знаний. Можно быть очень талантливым от природы всадником но иметь некоторых теоритически знаний и это тоже будет мешать.
 
Место обитания
Nord West
Да, я об этом сразу говорила. База начинается со знаний. Можно быть очень талантливым от природы всадником но иметь некоторых теоретически знаний и это тоже будет мешать.
Опять же раньше в государственных школах и конноспортивных секциях теоретические знания давали. Может не во всех. Но мы например первые несколько месяцев обучения без конца сдавали зачеты по теории: кроме техники безопасности, строения седла- уздечки и пр. нужно было знать породы, масти, стати лошадей, основные пороки экстерьера, часто встречающиеся болезни и их симптомы, основы кормления-содержания, вплоть до того, какой слой опилок в деннике должен быть у спортивной лошади и разницу при содержании на бетонном и земляном полу. По крайней мере все обучающиеся были в курсе, кого, как и в какой последовательности кормить-поить, где у лошади колено, а где локоть и что такое каштаны))) Кто не сдаст теорию, до верховой езды не допускался.
Скажем честно, разрядный метровый маршрут прыгали на лошадях старших спортсменов. Почему бы метр-то и не попрыгать на лошади, которая ходит 120-130. Сиди -не мешай. И все первые старты были на лошадях опытных и проверенных. Зато не было страха прыгать у детей , и даже в голову не приходило, что лошадь может встать на метре или закинуться.
Кстати вспомнилось, если конкурная лошадь не прибавляла в год на маршрутах по 10 см, ее из спорта выбраковывали, т.к. считалась неперспективной. Отдавали детям или в прокат.Так как люди, умеющие коней готовить, работали на результат.
Касаемо теории конного спорта что-то рассказывали, был выдан учебник Эриха Эзе "Конный спорт" для прочтения, что-то показывали, но редко.
Так что в советской системе были конечно минусы, но и были существенные плюсы.
 
Место обитания
Москва
Опять же раньше в государственных школах и конноспортивных секциях теоретические знания давали.
Если бы в них давали базу, мы бы не видели всей той "красоты", которую видим сейчас повсеместно от прокатного до БП уровня.
Теорию давали. Но, опять-таки, это теория на уровне букваря, а не те теоретические знания, которые делают из человека, севшего на лошадь всадника.
 
А ещё советская школа весьма грешила любовью форсировать, что лошадь, что всадника. Я не говорю, что в советское время небыло мастеров, но опять же времена другие, не уверенна было ли тогда уже на западе сформировано понятие о шкале тренинга, но у нас его точно небыло как общепринятой системы. А вот возраст лошадкам приписать, что бы пораньше стартовать по высотам да большим ездам бывало :(
 
Место обитания
Nord West
Если бы в них давали базу, мы бы не видели всей той "красоты", которую видим сейчас повсеместно от прокатного до БП уровня.
Теорию давали. Но, опять-таки, это теория на уровне букваря, а не те теоретические знания, которые делают из человека, севшего на лошадь всадника.
Немножко не поняла. Каким образом нынешняя "красота", творящаяся в прокатах и на БП уровне относится к программе обучения в гос. конноспортивных школах 30-летней давности? Некоторых нынешних "творцов красоты" тогда еще и на свете-то не было:confused:
 

Marovi

Содержимое - функция воспринимающего
Команда форума
Место обитания
UA\DE
Немножко не поняла. Каким образом нынешняя "красота", творящаяся в прокатах и на БП уровне относится к программе обучения в гос. конноспортивных школах 30-летней давности? Некоторых нынешних "творцов красоты" тогда еще и на свете-то не было:confused:
Ученики этих госшкол сейчас тренируют) Ровно так как им самим дали базу)))
 
Место обитания
Москва
Собственно как ученик советской спорт школ, вы хотите песен , их ест ьу меня...
Хотя начал я заниматься в далеком 1993 году, но со времени крушения СССР прошло всего 2 года ,и как то изменится сильно быстро школа не могла.
Было несколько основных принципов во всех государственных спорт школах.
1. Жесткий отбор, причем не только по спортивным качествам, но и по личностным, основное считалось- желание учится и грамотное отношение к лошади.
2. Старшее поколение и тренера и берейтора считали своим долгом делится знаниями, пирчем вопрос финансовой благодарности не стоял от слова совсем ,в первую очередь не было возможности у учеников, нищие мы были на то время практически все. Во вторую очередь, учителя получали какую никакую но зарплату от комплекса.
3. Если была замечена старшими товарищами грубость или жестокость или глупость по отношению к самой страшной учебной лошади, такой ученик изгонялся с волчьим билетом и никуда кроме городских покатушек его не брали конный мир Москвы тогда был очень тесен и буквально все друг друга знали.
4. Обучение строилось на безусловном и непререкаемом авторитете тренера, любые споры и обсуждения тренерских указаний карались одинаково, нахер с тренировки при повторении нахрен из спорта и с конюшни, причем так посылали не просто учеников ГНП, но и КМС и 1 разрядников при мен такие случаи были.
5. Строгое соблюдение "ведомственных" интересов, нельзя было тренироваться в другом спорт обществе, это не касалось уже сильных спортсменов, они же частники уже были, но нас детей и юношескую группу конкура и выездки касалось напрямую. Я год занимался в другой спорт обществе, об этом знал мой личный тренер по выездке, она же меня туда и сосватала и одна самая близкая мне девушка из нашей группы. Через год, когда случайно стало известно об том что я тренируюсь в двух местах, я чуть не вылетел из группы выездки и собственно клуба. Спасло только то что наш тренер уехала за границу, и была возможность оправдаться отсутствие тренера и еще я за это время не разу не выступал за другой клуб.

Как работала система отбора, тут все просто.
В ГНП приходило 18 человек. Это первый год обучения. В среднем в конце гоад оставалось 10.
Из двух ГНП 1 года формировали обычно одну ГНП 2 года, там уже был не только галоп но и прыжки, в конце 2 года сдавали на 3 разряд.
Из двух ГНП 2 гоад формировали одну ГНП 3 года. Таких в КСК было 2 всего группы, там еще не закреплялась лошадь ,но уже примерно понимали кто из всадников к какому направлению умеет тяготение. Тренера юношеского конкура и юношеской выездки присматривались к всадникам ГНП -3 и смотрели на них как на потенциальный резерв дял своей группы выездки либо конкура.
Всадники старшей группы выездки и конкура брали "помогаек" из групп младшего возраста. Это был как бы бесплатный коновод либо грубо говоря годичная стажировка где становилось понятно годен всадник для обучения на более высоком уровне либо нет. И самое главное , можно ему доверить лошадь спортивную либо нет.
Из ГНП моего набора, а в тот года набирали 4 группы по 16-18 человек, в спорте осталось два человека. Из групп следующих двух лет- никого.
Спортивные опытные лошади ценились на вес золота. Их было мало, на весь достаточно большой КСК выездковых лошадей было 6 голов, те что могли бежать юношей и не были частными либо мега крутыми т.е. Олимпийского уровня. А претендентов на них было в разы больше. Самое страшное в группе юношеской выездки, было снятие с лошади, как правило за этим следовало исключение из группы.

Теперь собственно по поводу базы. Ее закладывали неспеша, вдумчиво и в целом на мой взгляд правильно. Но уже медленно, т.к. 1-2 год обучения был массовым , и надо было экономить силы не такого уж большого числа лошадей учебных, то процесс искусственно был затянут на 2 года.
Сам я прошел 2 первых года за один точне в 9 месяцев. И считаю, что подросток в состоянии осилить подобную нагрузку.

Как проверяли на профпригодность.
1. Ты должен был быть хоть немного способный к ВЕ. если твой уровень страха, либо внутреннего дискомфорта был слишком высок- отчисление либо просто не брали в ГНП 2-3 года.
2. Ты должен был не просто приходить на тренировку и уходить через часок поездив на лошадке. Ты должен был гореть лошадьми, и желательно переселится жить на конюшню, уезжая домой только для посещения ненавистной школы,это конечно касается всадников со 2 года и далее. Если ты брезговал уходом за лошадью, причем тут подразумевается весь спектр вопросов, от подбивки и чистки, до выгула в руках, мойки и проведения вет. процедур, назначенных ветеринаром, разгрузки кормов, уборки конюшен и..т.д. тебя не выгоняли, нет, просто очень косо смотрели и никогда не брали в УТГ из ГНП.
3. Обычно после 2 года обучения за всадниками 3 года закреплялись учебные лошади, но нет не на поездить и не на выступления, а на подбивку и чистку. Тренера и старшие товарищи зорко смотрел как справляется всадник-подросток с этой задачей, если не справлялся его снимали с лошадей и далее как правило медленно отчисляли.

Теперь коротко о базе. Что умел всадник после 3х лет обучения в ГНП.
Как правило это был всадник 2 разряда по конкуру, т.е. выступающий по маршрутам 110 см. Естественно он не боялся никаких лошадей учебных. Много работали без седла, и был отдельный день по вольтижировку, потому любой всадник ГНП-3 мог запрыгнуть на лошадь как минимум 2 способами , на стоящую как поседланную так и без седла, а тка же на рысящую и галопирующую, была такая команда с коня на конь на галопе, как раз дял ГНП-3.
Посадка была не то что бы идеальная, тут были нюансы, но точно крепкая и уверенная. Меня сажали через год обучения на любую лошадь КСК, для легкой работы летом, в том числе и на непростых пятиборных, свечащих переворачивающихся. И не только меня, но многих моих одногруппников.
Достаточно свободно мы должны были уметь работать на учебной рыси, начинали осваивать боковые движения и менки одиночные в воздухе )если учебные лошади меняли таких было мало).
Начинали работать на мундштучном железе и на спортивных а не на учебных седлах.

Что было плохо в постсоветской школе, во первых ен было практически теории, все что мы знали сверх курса молодого бойца, это рассказы старших спортсменов и книги которых было очень мало в доступе. Уже выполнив норматив КМс, я не знал как правильно делать ни плечо внутрь ни принимание ни полупируэт. Нам просто не считал нужным тренер объяснять биомеханику процесса, лошади делали сами учебные, а ты просто показывал что хочешь от нее. Но ,я был вынужден учится т.к. мне выдали молодого 5 летнего нулевого коня и сказали греби с ним как хочешь, другого все равно нет. Я и греб в вприглядку, такой я был не один, до меня была прекрасная девушка Катерина, она так же с нуля в 17 лет делала из 5 летнего коня юношеского спортивного борца. За год, но ей помогал немного наш разнорабочий - Геннадий Михайлович Гуськов, мы же не знали что он так на минуточку МС и ученик Кизимова. Так ходит дедок из Тулы- гастарбайтер лимитчик, починяет трубы и вахтой живет на комплексе. Но он был великолепным знатоком работы в руках.
Другой вопрос, что он не делился знаниями за деньги, он работал с учениками за идею, в свободное от работы основной по сантехнической части время.
Еще плохо было то что конечно при жутком дефиците хороших юношеских лошадей, в группах юношеского конкура и выездке процветало бурным цветом неуставщина и даже в некотором роде дедовщина, а так же имелся понятное дело тренерский произвол.
Группы делились на группировки и землячества и жесткая конкуренция не всегда спортивные методы внутригрупповй борьбы имели место быть, равно как и борьба аз близость и расположение тренера и наушничество и прямое стукачество.
Это так же была изнанка спота без нее тогда было невозможно.
 

Megana

Разрядник
Место обитания
Dublin, Ireland
Друзья, такой вопрос, вы пишите про курсы, тьюторов, семинары - но это все самообучение. В целом не системное - сегодня пошел посмотрел этот курс, завтра другой. Сегодня есть деньги на семинар, через год нет денег - то есть только самомотивация тренера.
У нас же есть кафедра конного спорта - системное, бесплатное, образование на 5 лет, после которого, в теории, мы должны получать тренеров с базой, теоретическими знаниями, знающих как разминать лошадь, всадника и так далее.
Но на деле, там же большая часть просто забивает на учебу, скачивает рефераты, преподователи так же на учебу забивают, не ходят на свои же пары🤷‍♀️ получается, что плясать надо от качества этого системного образования.
Потому что побегать по семинарам, почитать книжку, посмотреть фильм - это ремесленный путь передачи знаний из средневековья.
 

Нелля

Пожинатель паники
Место обитания
Колесо Сансары
Либо экзамены сдавать для получения лицензии и чтобы требования были как раз хорошую базу показать по единой системе.
 

Megana

Разрядник
Место обитания
Dublin, Ireland
Либо экзамены сдавать для получения лицензии и чтобы требования были как раз хорошую базу показать по единой системе.
Да!

И тут же я пожалуюсь, как любитель, сколько я не меняла тренеров (человек 5), езжу я почти всегда с тренером уже лет 10, у каждого взгляд на базу был свой. На базу, на работу, каждый тренер считал предыдущего дураком и надо начинать все с начала, с базы. 😆 хотя это были все опытные спортсмены, победители ЧР, участники Олимпиад и так далее.
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
Кстати про обучение. Мне так нравится эта американская система с колледжами. Это, конечно, не отменяет того что и дураки есть, и от преподавателя зависит, но мне повезло и у меня была тетка очень болеющая лошадьми и хорошим образованием, она в меня очень много вложила. И у нас занятия были в курсе не только по теории, но и по практике - были целые классы по езде, с разными уровнями, и по разным конюшням ездили и смотрели, а где то даже пробовали. И задания в конце года были как раз провести тренировку с одноклассником под оценку. И в моем классе хорсменшипа ух она нас гоняла по схемам и руки ноги нам на место ставила. Мне кажется я так интенсивно ни с кем не занималась после Ольги Борисовны.
 

bettel

Всегда правый пухлый заглот
Место обитания
Оттава, Канада
Сверху Снизу