Для начала кратко перечислю списочком особенности:
1. Лошади, как и все животные, всегда живут сейчас и любое их поведение обусловлено сиюминутной обстановкой и предшествующим опытом.
Это важное отличие от человека, многие о нем знают, но его довольно сложно понять и принять, потому что люди оценивают обстановку совершенно по-другому и всегда их поведение имеет цель, которую человек стремится достичь. У животных поведение определяется наиболее сильной на данный момент мотивацией – изменилась мотивация (текущее состояние), изменилось поведение. Сейчас. Никаких целей перед собой ни лошадь, ни собака не ставят, им важно получить удовлетворение текущей потребности.
2. Лошадь – животное-жертва. Из этого следуют такие особенности:
- высокая чувствительность к деталям окружающей среды, «широта кругозора». Были данные что лошади замечают на 20% больше деталей вокруг чем собаки (интересно, как они посчитали?))), как результат того, что хищнику важно сосредоточиться на жертве и отследить малейшие изменения в ее концентрации, а для жертвы – видеть всех вокруг, чтобы случайный яркий куст не «затмил» собой настоящую опасность.
- высокая скорость реакции и скорость переключения между состояниями – все знаю, что лошади мгновенно пугаются, но точно так же легко они и успокаиваются (если ничего не мешает конечно)))
- высокая устойчивость к стресс-факторам. Не к стрессу, а к факторам, его вызывающим – зебры спокойно пасутся, пока лев не проявляет агрессии, лошади ходят рядом с лужей, от которой только что шарахались или поняв, что не могут вырваться из ловушки – спокойно стоят и даже пытаются есть, не испытывая стресса. Лошади очень терпеливые)
3. Лошадь – травоядное животное. Это тоже большая разница по сравнению с хищными животными: для хищников еда – это то что надо добыть и заработать, приложив усилия, она ценна сама по себе, для лошади еда – это то что есть всегда, и для того чтобы получить еду, надо чтобы вокруг было спокойно и комфортно, опусти голову и ешь.
Поэтому при обучении лошадей, никогда не используется пищевое поощрение, как в работе с собаками, когда вся еда выдается исключительно за команды, а усиливать эффективность вкусопоощрительного поощрения за счет увеличения пищевой мотивации бессмысленно и опасно.
4. Лошадь – социальное животное, у которого социальное взаимодействие имеет витальное значение. Это значит, что умение быстро, четко и точно распознавать мимические сигналы других животных (своего и чужого вида) имеет определяющую важность для выживания конкретной особи. Например, вполне себе социальное животное собака, протупив на сигналы лидера и партнеров по охоте на оленя, останется голодной, недовольной и пойдет сама себе поймает мышку или пожует какую падаль, но не помрет однозначно, а лошадь, которая пропустила то что хищник готов атаковать или сигнал сородичей, что надо бежать – уже ничему на этой ошибке не научиться.
99,9% обучения лошадей строятся на ее социальном поведении. Поощрение сахаром, удар хлыста (или пинок ногой), поглаживание и похлопывание – все это в первую очередь социальное взаимодействие, но в зависимости от типа и ситуации – это может быть социальное взаимодействие с безопасным или опасным существом и в зависимости куда вы попали – разница в реакциях мб самая глобальная)
5. Особенности рассудочной деятельности у лошадей.
Для начала оговорюсь, что это не про разум и не про мышление.
У всех животных есть способность к обобщению и экстраполяции событий. Умение обобщать позволяет реагировать не на идентичные события, а на те у которых одинаковые ключевые моменты.
Экстраполяция – предугадывать развитие событий, на основании предыдущего опыта. Например, если еда перед тем как попасть за ширму движется слева направо, то животные будут ждать ее справой стороны)
Но классический опыт на разницу между экстраполяцией у человека и животных отлично подчеркивает разницу между тем чтобы решить текущую задачу и сделать выводы о будущем: приманку кладут каждый раз в соседней контейнер – сначала в первый, потом во второй, потом в третий. Обычно к этому моменту 3х летний ребенок сразу проверяет четвертый контейнер, а вот животные все равно проверяют тот, в котором была приманка в предыдущий раз.
Оба метода позволяют эффективно решать текущие задачи, а исключение процесса размышления делает рассудочную деятельность быстрее интеллектуальной)
Возвращаемся к особенностям лошадей:
- у лошадей отличная память и высокая скорость формирования связей. Достаточно одного совпадения, чтобы лошадь запомнила связь (собакам минимум 2-3, в среднем 5) и устойчиво показывала на нее стабильную реакцию. Это очень удобно если лошадь запомнила, что надо и очень неудобно, когда-то что не надо)
- разные полушария отвечают за разный способ оценки информации: то что лошадь видит правым глазом она медленно оценивает и запоминает, то что левым – быстро реагирует, но хуже запоминает.
- лучше всего у лошадей развита ситуационная (т.е. сумма деталей вокруг в момент какого-то действия) и двигательная (т.е. какое именно движение использовалось в запомнившийся момент) память.
- процесс обучения у лошади непрерывный и продолжающийся всю ее жизнь. Насколько успешно лошадь будет учится конкретному навыку зависит от того насколько много незнакомых факторов вокруг и как сильно отличается тот сигнал, на который предлагается реагировать из общего фона происходящих событий. Жеребята очень рассеянные), потому что все вокруг новое и как на него реагировать непонятно, затюканные жизнью взрослые лошади учатся плохо, потому что научились игнорировать большинство воздействий.
- опыт в котором участвовали негативные эмоции (страх, боль и тд) – запоминается лучше, чем те в которых только позитивные, но общая оценка ситуации зависит не от того, были ли негативные эмоции, а как решилась ситуация целиком.
Если лошадь стояла, жевала траву и ее лупанули хлыстом по жопе, то она хорошо запомнит, что человек неадекватный и будет его избегать. Если лошадь прыгает от ст 1ц чащих по боку стремян и ее в этот момент за зубы больно остановили, и стремена стучать перестали – то она запомнит, что остановка убрала дискомфорт и не запомнит ситуацию целиком как дискомфортную.
- лошади, как и собаки, не ассоциируют по умолчанию дистанционное воздействие с человеком, только прямой контакт.
Например, лошадь которую держат на корде не связывает дискомфорт с человеком (а только с ситуацией, в которой, впрочем, она быстро вычленяет человека как основное действующее лицо, потому что с.м. выше про внимательность), точно так же излюбленный прием части НХшников с короткой привязью – тоже не связывается с человеком, потому что с т.зр. лошади источник негатива – веревка и столб, а человек, который отпустил – источник позитива, поэтому при таких способах обучения, чтобы сохранить доверие – привязал и ушел, а потом пришел и отвязал) Веревка наказала, человек порадовал).
- все варианты ограничения свободы лошадью рассматриваются в первую очередь как угроза жизни, соответственно запоминаются лучше и полученные навыки выполняются стабильнее, чем тем где лошадь чувствует себя ничем не ограниченной.
Может что-то забыла, если вспомню, буду добавлять.
1. Лошади, как и все животные, всегда живут сейчас и любое их поведение обусловлено сиюминутной обстановкой и предшествующим опытом.
Это важное отличие от человека, многие о нем знают, но его довольно сложно понять и принять, потому что люди оценивают обстановку совершенно по-другому и всегда их поведение имеет цель, которую человек стремится достичь. У животных поведение определяется наиболее сильной на данный момент мотивацией – изменилась мотивация (текущее состояние), изменилось поведение. Сейчас. Никаких целей перед собой ни лошадь, ни собака не ставят, им важно получить удовлетворение текущей потребности.
2. Лошадь – животное-жертва. Из этого следуют такие особенности:
- высокая чувствительность к деталям окружающей среды, «широта кругозора». Были данные что лошади замечают на 20% больше деталей вокруг чем собаки (интересно, как они посчитали?))), как результат того, что хищнику важно сосредоточиться на жертве и отследить малейшие изменения в ее концентрации, а для жертвы – видеть всех вокруг, чтобы случайный яркий куст не «затмил» собой настоящую опасность.
- высокая скорость реакции и скорость переключения между состояниями – все знаю, что лошади мгновенно пугаются, но точно так же легко они и успокаиваются (если ничего не мешает конечно)))
- высокая устойчивость к стресс-факторам. Не к стрессу, а к факторам, его вызывающим – зебры спокойно пасутся, пока лев не проявляет агрессии, лошади ходят рядом с лужей, от которой только что шарахались или поняв, что не могут вырваться из ловушки – спокойно стоят и даже пытаются есть, не испытывая стресса. Лошади очень терпеливые)
3. Лошадь – травоядное животное. Это тоже большая разница по сравнению с хищными животными: для хищников еда – это то что надо добыть и заработать, приложив усилия, она ценна сама по себе, для лошади еда – это то что есть всегда, и для того чтобы получить еду, надо чтобы вокруг было спокойно и комфортно, опусти голову и ешь.
Поэтому при обучении лошадей, никогда не используется пищевое поощрение, как в работе с собаками, когда вся еда выдается исключительно за команды, а усиливать эффективность вкусопоощрительного поощрения за счет увеличения пищевой мотивации бессмысленно и опасно.
4. Лошадь – социальное животное, у которого социальное взаимодействие имеет витальное значение. Это значит, что умение быстро, четко и точно распознавать мимические сигналы других животных (своего и чужого вида) имеет определяющую важность для выживания конкретной особи. Например, вполне себе социальное животное собака, протупив на сигналы лидера и партнеров по охоте на оленя, останется голодной, недовольной и пойдет сама себе поймает мышку или пожует какую падаль, но не помрет однозначно, а лошадь, которая пропустила то что хищник готов атаковать или сигнал сородичей, что надо бежать – уже ничему на этой ошибке не научиться.
99,9% обучения лошадей строятся на ее социальном поведении. Поощрение сахаром, удар хлыста (или пинок ногой), поглаживание и похлопывание – все это в первую очередь социальное взаимодействие, но в зависимости от типа и ситуации – это может быть социальное взаимодействие с безопасным или опасным существом и в зависимости куда вы попали – разница в реакциях мб самая глобальная)
5. Особенности рассудочной деятельности у лошадей.
Для начала оговорюсь, что это не про разум и не про мышление.
У всех животных есть способность к обобщению и экстраполяции событий. Умение обобщать позволяет реагировать не на идентичные события, а на те у которых одинаковые ключевые моменты.
Экстраполяция – предугадывать развитие событий, на основании предыдущего опыта. Например, если еда перед тем как попасть за ширму движется слева направо, то животные будут ждать ее справой стороны)
Но классический опыт на разницу между экстраполяцией у человека и животных отлично подчеркивает разницу между тем чтобы решить текущую задачу и сделать выводы о будущем: приманку кладут каждый раз в соседней контейнер – сначала в первый, потом во второй, потом в третий. Обычно к этому моменту 3х летний ребенок сразу проверяет четвертый контейнер, а вот животные все равно проверяют тот, в котором была приманка в предыдущий раз.
Оба метода позволяют эффективно решать текущие задачи, а исключение процесса размышления делает рассудочную деятельность быстрее интеллектуальной)
Возвращаемся к особенностям лошадей:
- у лошадей отличная память и высокая скорость формирования связей. Достаточно одного совпадения, чтобы лошадь запомнила связь (собакам минимум 2-3, в среднем 5) и устойчиво показывала на нее стабильную реакцию. Это очень удобно если лошадь запомнила, что надо и очень неудобно, когда-то что не надо)
- разные полушария отвечают за разный способ оценки информации: то что лошадь видит правым глазом она медленно оценивает и запоминает, то что левым – быстро реагирует, но хуже запоминает.
- лучше всего у лошадей развита ситуационная (т.е. сумма деталей вокруг в момент какого-то действия) и двигательная (т.е. какое именно движение использовалось в запомнившийся момент) память.
- процесс обучения у лошади непрерывный и продолжающийся всю ее жизнь. Насколько успешно лошадь будет учится конкретному навыку зависит от того насколько много незнакомых факторов вокруг и как сильно отличается тот сигнал, на который предлагается реагировать из общего фона происходящих событий. Жеребята очень рассеянные), потому что все вокруг новое и как на него реагировать непонятно, затюканные жизнью взрослые лошади учатся плохо, потому что научились игнорировать большинство воздействий.
- опыт в котором участвовали негативные эмоции (страх, боль и тд) – запоминается лучше, чем те в которых только позитивные, но общая оценка ситуации зависит не от того, были ли негативные эмоции, а как решилась ситуация целиком.
Если лошадь стояла, жевала траву и ее лупанули хлыстом по жопе, то она хорошо запомнит, что человек неадекватный и будет его избегать. Если лошадь прыгает от ст 1ц чащих по боку стремян и ее в этот момент за зубы больно остановили, и стремена стучать перестали – то она запомнит, что остановка убрала дискомфорт и не запомнит ситуацию целиком как дискомфортную.
- лошади, как и собаки, не ассоциируют по умолчанию дистанционное воздействие с человеком, только прямой контакт.
Например, лошадь которую держат на корде не связывает дискомфорт с человеком (а только с ситуацией, в которой, впрочем, она быстро вычленяет человека как основное действующее лицо, потому что с.м. выше про внимательность), точно так же излюбленный прием части НХшников с короткой привязью – тоже не связывается с человеком, потому что с т.зр. лошади источник негатива – веревка и столб, а человек, который отпустил – источник позитива, поэтому при таких способах обучения, чтобы сохранить доверие – привязал и ушел, а потом пришел и отвязал) Веревка наказала, человек порадовал).
- все варианты ограничения свободы лошадью рассматриваются в первую очередь как угроза жизни, соответственно запоминаются лучше и полученные навыки выполняются стабильнее, чем тем где лошадь чувствует себя ничем не ограниченной.
Может что-то забыла, если вспомню, буду добавлять.