«
Больная девочка» — ранняя картина Эдварда Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886-го года.
Позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулёза, причём случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков.
Тяжёлое детство, омрачённое смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Эдварда и повлияло на его мировосприятие и творчество. Художник вспоминал о своём детстве:
«
Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения».
Женщина, изображённая на картине рядом с девушкой — тётя художника Карен Бьёльстад, которая заботилась о детях своей сестры после её смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Эдварда — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от неё. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, «
ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь дочери.
Полотно заставляет проникнуться смотрящего трогательными и сентиментальными чувствами. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку её, склонившись, держит женщина в чёрном платье. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчёркивают нездоровый цвет её кожи. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей, которое будто бы освещено неким светом, олицетворяющее её скорый отход в мир иной. Женщина, возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за руку.
Хотя на полотне есть яркие краски, оживляющие его вид, в целом работа Эдварда Мунка производит довольно тяжёлые впечатления. Множество тёмных цветов наводит на трагические мысли о неминуемой и приближающейся смерти.
Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или страха. Её взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего сопереживать страданиям несчастной больной.
Сам художник считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «
своим прорывом», а вдальнейшем ещё не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.
«The Sick Child» by Edvard Munch, 1896
Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Эдварду Кристиана Крога («
Больная девочка») и у Ханса Хейердала («
Умирающее дитя»). В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «
сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения.
Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, «
Больную девочку» называли пародией на искусство и упрекали юного Эдварда в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину.
«
Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин».
Так написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.
Критика не изменила мнение самого художника, для которого «
Больная девочка» оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.
Страх смерти
Тема смерти, страха перед этим таинственным явлением и её неизбежностью проходят сквозной нитью через всё творчество Эдварда Мунка. Из-за безрадостных событий детства, смерть навсегда вошла в жизнь художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он не избавился до конца своих дней. Художник вспоминал:
«
Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»».
«Spring» by Edvard Munch, 1889
В центре композиции «
Весны» в кресле изображена та самая больная девочка, сестра Софи, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте — художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.