Кстати, опыт тот интересен в ситуации как не сдохнуть лошадь когда жрать нечего от слова совсем.Особенно меня кстати впечатлили нормы веточного корма и бумаги в голодовку. Тоже тьфу 133 раза исторически интересно, не дай нам Бог применить эту информацию....
Я.И. Бутович в книге "Лебединая песня" писал, как, как его Прилепский завод переживал тяжелые годы прошлого столетия:
"Та зима для Прилепского завода выдалась очень тяжелой. С кормами было так скудно, что приходилось экономить буквально каждый фунт. Вот тогда-то мы с Ратомским решили выделить хреновскую группу (не допустить её гибели было вопросом самолюбия). Хреновских и наиболее ценных прилепских лошадей кормили лучше, а остальных так, чтобы только не пали. Если этот режим выдержали матки и старшие лошади, то молодняк был безвозвратно погублен для племенных целей и потом выбракован. Такой ценой была спасена элита завода и вся хреновская группа лошадей. Вспоследствии враги Прилепского завода, делая обзор его деятельности и всячески желая бросить тень на меня, приводили цифры высокой смертности и брака. При этом они забывали о продовольственном положении завода и о том, что другие заводы в те годы не дали никакой продукции, а Хреновая, Старая Зиновьевка, Пальна погибли целиком.
Весной лошади были так слабы, что некоторых, как, например, Порфиру, пришлось подвесить на мешках: они не могли уже стоять; другие были в чесотке, пролежнях и парше, все - худы. К счастью весна была очень ранней, лошадей выпустили в сад, где они ели старые листья, сухой бурьян и щипали едва зеленеющую травку. Что и спасло их от смерти. И это несмотря на то, что я вовремя достал фураж, в течение зимы получал лузгу, кое-какие отходы и вместе с Ратомским экономил буквально каждый клок сена и фунт зерна. Чтобы не возвращаться больше к кормовому вопросу, скажу, что 1920 год был нисколько не легче и завод потерял много выдающейся молодежи.
...
С 1921 года заводу стало легче, прежде всего потому, что и наши сто шесть десятин стали кое-что приносить. <...> Завод уже не голодал так, как в 1919 и 1920 годах, но правильного кормления всё же не было: нормы были пониженные, лошади кормились скудно, я бы сказал, неудовлетворительно с коннозаводской точки зрения. После того как Прилепский завод перешел в ведение центра (приблизительно с конца 1923 года), кормление пошло рациональнее, но ввиду малоземелья завод был поставлен в худшие условия, нежели другие госконезаводы, такие как Грязнуха, Елань, Хреновая, где имелись большие массивы земли и производство кормов происходило, так сказать, на месте. С присоединением двух хуторов разрешился кризис с выпасом табунов, явилась возможность наладить выращивание клеверов в большом количестве, и всё-таки своих кормов не хватало, много приходилось прикупать. А потому я смело утверждаю, что в течение десяти с половиной лет своего существования после революции, вплоть до увода в 1927 года в Хреновую, завод кормился ненормально. Бывали месяцы, когда не хватало сена, случались перебои с овсом, сплошь и рядом не хватало отрубей.
Я был главным руководителем завода, и все мои заботы и время уходили на борьбу за существование, то есть на добывание всеми правдами и неправдами кормов. с 1923-го по 1925 год завод кормился более нормально. Я тогда безвыездно жил в деревне и уделял ему всё внимание. Если бы исследователи взяли цифры за эти три года, они увидели бы, что именно тогда родились класснейшие лошади (сюда включаю ставку 1926 года), что процент отхода, холостых и брака был минимальный и что завод процветал. Прилепским лошадям пришлось есть и гречишную лузгу, и просяную шелуху, и мучной отход, и картофельную ботву пополам с листом, и всё это вынес их железный организм. Я просил бы указать мне другой завод, который пережил бы такой кормовой "режим"!"