Транспортная болезнь (плевропневмония,плеврит) у лошадей.

Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#1
Все чаще и чаще встречаемое заболевание в наших реалиях. Связанно это в первую очередь с увеличением трафика конеперевозок, особенно на дальние расстояния.
Что такое транспортная болезнь?
Бурная стрессовая реакция в организме на возникшие условия окружающей среды. Высокий уровень кортизола и перенапряжение вестибулярного аппарата, перераздражение вегетативной и соматической нервной системы.
Идет нагрузка на внутренние органы, кровообращение, нарушается коллоидно-осмотическое равновесие в плазме крови, отмечается снижение кальция и магния в крови, снижается гуморальный и клеточный иммунный ответ. Говоря просто и грубо - так бывает когда лошади очень страшно и она очень устала, от перегруза выбивает пробки.

Что является причиной транспортной болезни?
Нарушение условий транспортировки. Перевозка лошадей в жару, особенно при высокой влажности. Нарушение режима отдыха при транспортировке(в идеале остановки должны быть каждые 4-6 часов), когда водитель старается доехать быстрее(оптимально для перевозки скорость 60-80 км\ч),не давая лошадям отдохнуть. Когда остановки короткие, когда в долгом пути не делают разгрузок с проводкой и отдыхом в денниках. Нарушение скоростного режима - очень резвый водитель, особенно критичны на скорости маневры и повороты, а так же резкие торможения и старты. Плохая вентиляция в коневозе, короткая привязь в дороге, враждующие соседи или разнополая пара (этот пункт очень важен, тк агрессивная лошадь, просто всю дорогу пытающаяся вломить соседу может вызвать у того проблемы даже при правильной транспортировке, то же касается и поездок жеребцов с кобылами рядом.).
Отсутствие подготовки лошади к длительной транспортировке - перед дорогой необходимо плавно снять лошадь с нагрузок и так же плавно максимально снизить или совсем убрать концентраты. Можно оставить небольшое количество каши типа мэш. Если лошадь живет в полях на траве, необходимо заранее перевести ее на конюшенное содержание и кормление сеном.
Надо отметить группу риска:
-лошади с хобл в любой ее стадии
-лошади с аллергическими реакциями
-лошади с тонкой душевной организацией и особенно лошади, которые истерят "внутри", когда вроде бы он стоит,а глаза уже на ниточках и пульс за секунду 120 перепрыгнул и щелкни рядом - взорвется
- кобылы на поздних стадиях жеребости
- молодняк до 2х лет
- недавно перенесенные инфекции
- недавние сильные травмы,операции,
- недавние очень сильные нагрузки

Что происходит и почему развивается плеврит?
Уже при погрузке у лошади учащается пульс и дыхание, растет содержание гемоглобина в крови. Отрицательное влияние перевозки зависит от ее длительности. Чем дольше едем,тем больше шансов получить проблемы. Обычно наименее опасны перевозки до 24 ч, при перевозках от 24 ч отмечаем изменения крови -увеличивается гемоглобин,лейкоциты и эритроциты в крови, учащается пульс и дыхание, повышается тонус скелетной мускулатуры, который возвращается до нормы через сутки отдыха. При транспортировке 48 ч и более тонус падает, отмечается выраженная усталость, немного падают показатели кислородотранспортной активности крови, растет кортизол, иммунный ответ падает, падает аппетит и желание пить, лошадь начинает терять запасы жира. На сцену выходит условно-патогенная микрофлора.
Плевра это серозная оболочка с мощным нервным и секреторным аппаратом, почему и получается при ее воспалении очень болезненный процесс с обилием накапливаемой жидкости. Разгулявшиеся бактерии заносятся током крови или лимфы из различных воспалительных очагов, чаще всего из легких. Когда лошадь едет в коневозе, она ест сено из рептуха, а не с пола,как ей физиологично. Плюс сено это пыль,сенные частики и аллергичная флора сама по себе. Это нарушает процесс естественного очищения легких от пыли, вирусов и бактерий,попадаемых со вдыхаемым воздухом и создает дополнительные условия для развития болезни. Плевра воспаляется, раздражается, от чего становиться болезненной, последствием раздражения будет выделение экссудата - жидкости, которая собирается и накапливается в плевральной полости. В результате получаем снижение отрицательного давления, что ведет к падению артериального давления и повышению наполнения вен. У лошадей может набираться 15-20 и более литров. В результате накопления экссудата и его обсеменения аэробными и анаэробными бактериями развивается интоксикация(здесь еще не идет речь о литрах, этот процесс запускается сильно раньше), растет температура, которая не имеет постоянного характера,а поднимается периодическими скачками, тк иммунный ответ у нас нарушен, система барахлит. Появляется вялость,слабость, отказ от корма или плохое его поедание, шаткая походка, сопли бывают очень редко, обычно их нет и чаще всего есть единичный, болезненный,сухой кашель. В покое лошадь стоит разведя локти, старается не ложиться.
Если процесс запускается острый и быстрый, возможна внезапная смерть, при которой на вскрытии не будет каких-либо ярко выраженных клин.признаков.
При хронической форме плеврит может быть сухим, без накопления эксудата что нередко, затрудняет диагностику.
дальше чуть позже.
 
Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#2
Как распознать транспортную болезнь?
Проблема может появиться как в машине,так и через 2-3 суток после транспортировки, по этому после долгой дороги лошади положена минимум неделя отдыха!
Первый симптом этой проблемы -возбуждение. Лошадь начинает нервничать, копать, ржать, дергаться, осаживать и прыгать в дороге. Пульс и дыхание сильно выше нормы. При выгрузке из машины и проводке лошадь старается быстро идти вперед,при этом походка ее становиться не уверенной в различных вариациях - шаткий зад, гребущий перед, ходьба боком, ощущение, что всю лошадь чем-то стукнули и ее "кривит", при этом она сама не очень понимает,че происходит. Падает аппетит, интерес к воде,вкусняшкам. Так же должно насторожить сильное угнетение,вялость, апатичность. Иногда можно разгрузить лошадь судорожно скрипящую зубами, с сильным напряжением по всему телу, поносом до состояния давлю по пол-яблочка, выходит пюре и сильно тужу анус и подтеканием мочи без нормального мочеиспускания, это так же она, транспортная. Снижение активности перистальтики, колики, так же могут быть симптомом развития транспортной болезни и очень важно здесь не проглядеть беду!
В тяжелых случаях можно наблюдать расширение зрачков, "деревянный" зад, подергивание отдельных групп мышц, падает артериальное давление, нарушается сердечный ритм, если процесс идет к концу, животное падает, его бьет периодическими судорогами, во время которых температура тела повышается, а после приступа падает до 35 гр, слизистые гиперемированные,пульс учащен и ослаблен, дыхание частое,отдышка, перистальтика встает, дефекации и мочеиспускания нет, хотя мочевой и прямая кишка могут быть полными. Дальше без принятия мер лошадка нас покидает. Но и терапия здесь не всегда дает эффект, тк поздно((
 

Lisovin

Троеборец
Место обитания
Обнинск
#4
Ну вот у нас как раз с самой транспортировкой было все отлично... Большой коневоз, с хорошей вентиляцией ( принудительной) отслеживание температуры внутри, ехали как раз в пределах максимум 70 - 80 ( стоит органичитель на спидометре на 85, да и там дороги в массе такие, что ехать быстро фиг выйдет ) Сено , да, не с пола, но не с рептуха - кормушка с сеном. Остановки на попить - доложить поесть не менее часа, каждые 4-5 часов. Мало того после загрузки, где то через часа наверное 4 встали на 3 часа, и днем была остановка минимум еще на 2 ( вместо часа) . С остановками вышло 27 часов с момента погрузки до выгрузки. НО. Стрессовал он внутренне сильно. Да. Когда Малыша привели на погрузку он шел нормально, хотя ночью в потьмах вели. Но около коневоза он застыл статуей. Он не истерил, не прыгал, не скакал. Он просто замер. Его там так и загрузили, переставляя лапки, но он был как каменный... Видимо это, плюс то что возраст и стрельнуло... Но и у нас было около 300 км перевала Уральского, там все таки давление думаю не такое как " на равнине", может это тоже...
В дороге он ел, пил, но совсем немного.
Выгружался - он почти "выпал" с машины, шатаясь, и с землисто серыми слизистыми....
а через день темпер 41.6...
 

Lisovin

Троеборец
Место обитания
Обнинск
#5
Читаю вот эту, скинутую в другую тему ссылку
Плевропневмония лошадей – этиология, диагностика и лечение

вопрос
Главным клиническим симптомом по приезду в клинику, по нашим исследованиям, было повышение температуры (в среднем 39,2 ± 3,4 С°).
я чтото туплю.... имеется ввиду температура - 35.8 - 42,6 ( плюс минус 3,4 градуса) или 38.8 - 39.6 ( плюс минус 0.3-0.4 градуса) ? Если еще второе я вполне представляю, то первое нет.... но написано так, что я скорее подумала бы про первое....
Точнее я была в шоке когда увидела у нас 41.6, по этому 42.6 я себе как то не представляю, да...
Дополню, думаю в тему, вот УЗИ, которое делали Малышу 6 числа, перед откачкой жидкости
View: https://www.youtube.com/watch?v=-2MIrpmDREY
 
Последнее редактирование:
Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#6
Здесь вопрос в том, что каждая лошадь на стресс реагирует по- своему, я даже по своим скажу, пара будет истерить до самоубийства, а пара уйдёт в себя и там в панике сдохнет, у одной из второй пары колики были, поняли только потому что отпотела и сопела сильно, больше никаких признаков и пульс за 60 был, перистальтика стояла вся, из первой пары был бы концерт с битьем туши о стены денника и истерикой на легкий спазм, ну, собссна, так однажды и было, отпустило через 3 мин с 20 мл анальгина.
Что имел ввиду НВ не скажу, но видимые мной до 41,8 добирались в пике, потом падало до 38 и опять за 40, а другой имел стабильно 39 и она не сбивалась, совсем.
 

Жу

Целеустремлённая
Команда форума
Место обитания
Москва
#8
Блин, не могу это лайкать, но спасибо за тему и всем за подробности! Каждый опыт бесценен!
 

Elena04

Мастер форума
Место обитания
МО, Люберцы
#9
У меня на глазах был вариант - приехала, потела/кашляла/температура/ лечили, лечили, в итоге Хобл.
Правда не кололи антибиотики. Наверное зря.
 

Летучая

Мастер Флуда
Место обитания
Сосны и песок
#10
А если перед дорогой успокоительное колоть и затем в дороге тоже, это может помочь избежать болезнь?
 

Lisovin

Троеборец
Место обитания
Обнинск
#11
А если перед дорогой успокоительное колоть и затем в дороге тоже, это может помочь избежать болезнь?
Мне кажется да, но. Как правило уколы, они же не "долгоиграющие" - то есть ширнуть, чтоб оно сутки и более было в умиротворении... Ну можно наверное докалывать ( и так делают, слышала), но мне больше пришлись по душе советы, которые мне надавали.
Когда я узнавала - как лучше подготовить лошадь в длительную транспортировку мне советовали ЗАРАНЕЕ начать кормить какой нить успокаивающей подкормкой, недели за две начинать. Причем в максимальной дозе ( не важно что лошадь может быть спокойная сама по себе, важно даже не внешнее проявление, а внутреннее состояние и реакция на какие то раздражители - именно тоже, "внутренняя") ) Что бы в принципе лошадь была в расслабоне и нирване заранее. да, и конечно так же заранее вывести с работы, свести на нет концентраты ( имеется ввиду дорога, как например у нас была на 5000 км, например до 1000 наверное все это несколько в ином режиме будет, но тоже, думаю, надо) , работу тоже. Но между тем подколоть витаминов ( я например Гемолитана давала) , перед перелетом Ленка ( подруга моя, аппалуза пони клуб которая) тоже всегда +- такое делала всем поням ( пони у нас летали, на Сахалин)
 
Место обитания
Воронеж
#13
Есть положительный опыт применения сульфокамфокаина при перевозке. Выслушаю мнения на этот счёт.
 
Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#15
Если лошадь нервная и едет первый раз в истерике - можно, просто в силу короткой перевозки она получит очень легкую форму и отойдет сама по себе без симптомов. Даже после длительной дороги легкая форма транспортной проходит сама по себе без лечения за 2-3 дня.
Сульфоокамфокаин у лошадей в современной ветеринарной практике не применяется ввиду его неэффективности.

Что делать, если началась транспортная болезнь?
Первое, что необходимо сделать - позвать врача, встречавшегося с данной проблемой, либо в варианте регионов - найти врача,готового работать по инструкциям и организовать консультации с клиникой Новый Век либо любым доступным доктором,знакомым с проблемой лично. Если есть возможность - ехать в клинику.
Лошадь снять с концентратов, обеспечив качественным сеном, можно кормить слизистые мэши с минимумом зерна. Организовать доктора с УЗИ для подтверждения диагноза, подойдет любой аппарат, у которого есть датчик 3,5-5 Мгц, жидкость обычно находится в самом низу грудной клетки и вызывает сдавливание паренхимы легкого и его смещение, чем больше жидкости, тем больше давление и смещение, возможны варианты вплоть до ателектаза (спадения) . Можно увидеть фибрин в виде пластов,наслоений или нитей, так же можно обнаружить очаги некроза,абсцессы, спайки, которые сильно влияют на прогнозирование восстановления до полноценных нагрузок.
Если нет узи - старая и добрая перкуссия (выстукивание) вполне себе так же помогает опознать недуг, если доктор владеет этой техникой (здесь можно добыть врача с хорошей фермы КРС, к КРС плевропневмонии и плевриты не редкость)
После постановки диагноза будет назначено лечение, которое первым делом будет включать прокол плевральной полости и откачку жидкости, если она обнаружена в полости, данная процедура может проводиться не один раз, может проводиться с промыванием, может быть поставлена дренажная трубка на время. Ждать,что она сама рассосется не стоит, мочегонные здесь так же лишь легкая помощь,но никак не полноценное лечение.
Основная стратегия лечения это остановка бактериальной инфекции, сложность тут - часто это смешанные инфекции из бактерий грамм + и грамм -,аэробов и анаэробов и вот эти самые анаэробы при посеве выявляются не всегда,тк требуют условий и при заборе мазка и спец.сред для диагностики, по этому обычные антибиотики широкого спектра часто не особо эффективны. По этому чаще используется комбинация антибиотиков типа пенициллина и метронидазола,энрофлоксацина или зинаприма. Надо понимать, что терапия здесь будет длительной и после полного курса в.м или в.в. иньекций антибиотики будут продолжены с кормом. Попутно будет поддерживающая терапия - капельницы, НПВС, витамины. Болезнь может идти волнами лучше-хуже, не стоит этого пугаться, стоит продолжать терапию.
После переболевания будет длительный период восстановления, когда будет необходимо отказаться от любых вакцинаций, не переохлаждать, не перегревать, избегать по максимуму пыли, грибков и повышенной влажности и очень аккуратно вводиться в работу под контролем пульса и дыхания.

Как профилактировать?
В первую очередь готовить лошадь к транспортировке. При возможности учите лошадь ходить в коневоз, чтобы это было спокойно и без истерик уже со старта. Правильно готовьте лошадь к дороге - снять с работы, снять с концентратов, за несколько дней ограничьте выгул, дабы лошадь спокойнее восприняла дорогу.
Успокаивающие подкормки. Желательно начать давать заранее и двойную дозу выдать за 12-24 ч перед погрузкой. Оптимальны комбинации магния,триптофана и валерианы. Желательно продолжать дачу в пути.
Есть работы наших ученых по успешному использованию фенибута и мебикара, но это строго рецептурные препараты в данный момент. Ракелин так же есть в списке профилактических препаратов.
Ветранквил(комбистресс) так же активно используется в перевозках, но действие его кратковременное, а частое использование может привести к проблемам ЖКТ. Строго не рекомендуются домоседан и рометар(ксила), тк они сильно тормозят перистальтику.
Есть работы о положительном влиянии димедрола на лошадей,которым плохеет в пути.
 
Место обитания
Воронеж
#16
Сульфоокамфокаин у лошадей в современной ветеринарной практике не применяется ввиду его неэффективности.
Я слышал такое мнение, но я лично наблюдал его эффективность в плане уменьшения стресса лошади при погрузке/перевозке. Один из примеров: жеребца привезли на старты, а обратно он отказался грузиться (коневоз другой) пытались полчаса и так и эдак. Потом отвели в денник, укололи 5к сульфика, оставили на 20 минут в покое, затем взяли и сходу просто зашли в коневоз. И это не единичный пример. Так что насчёт неэффективности я не соглашусь при всем уважении.
 
Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#17
Я слышал такое мнение, но я лично наблюдал его эффективность в плане уменьшения стресса лошади при погрузке/перевозке. Один из примеров: жеребца привезли на старты, а обратно он отказался грузиться (коневоз другой) пытались полчаса и так и эдак. Потом отвели в денник, укололи 5к сульфика, оставили на 20 минут в покое, затем взяли и сходу просто зашли в коневоз. Так что насчёт неэффективности я не соглашусь при всем уважении.
А может он просто постоял, выдохнул и пошёл? Даже если состав и свойства на коней переложить, там нечему работать в данном вопросе.
 
Место обитания
Воронеж
#18
А может он просто постоял, выдохнул и пошёл? Даже если состав и свойства на коней переложить, там нечему работать в данном вопросе.
Может. Но случай не единичный. Когда препарат не работает это видно. Как-то по незнанию того, что это гомеопатическое успокоительное, колол фоспасим. Вот тут явно никакого результата, в отличие от.
Сульфик сам по себе не является успокоительным, но стабилизирует работу сердца и дыхание, за счёт чего лошадь становится спокойнее. Я так это вижу.
 
Место обитания
Мрачный Питер в шоколадном загаре)
#19
Много раз проверен в бою на лошадях с проблемами сердца и дыхания когда это остро нужно - нет реакции. Ну или мне попадались неправильные кони. Да и мнение это не только мое, но у меня оно так же подтвердилось в практике.
Спорить не буду, у каждого свой опыт, но коль уж мы тут топим за современную ветеринарию, стоит первично делать упор на препараты и методы с доказанной эффективностью.
При данной проблеме даже применение стероидов вопрос спорный и осторожный и решать его можно только при наличии полного посева на руках и 100% уверенности, что польза перекроет вред.
 

Marovi

Содержимое - функция воспринимающего
Команда форума
Место обитания
UA\DE
#20
Может. Но случай не единичный. Когда препарат не работает это видно. Как-то по незнанию того, что это гомеопатическое успокоительное, колол фоспасим. Вот тут явно никакого результата, в отличие от.
Сульфик сам по себе не является успокоительным, но стабилизирует работу сердца и дыхание, за счёт чего лошадь становится спокойнее. Я так это вижу.
угу, я много раз колола на погрузку вместо ветранквила физраствор)))
Тоже работает на ура) Люди знают что лошадь под уколом и успокаиваются)))
 
Сверху Снизу