Интересная тема.
То, что на первом видео с ребёнком - я бы не сказала, что это прям ужас вредно, если недолго. Но смысла в таких упражнениях для ребёнка я тоже не вижу.
Вообще, вред и нагрузки при верховой езде переоценены, на мой взгляд. По моим ощущениям, врачи часто запрещают верховую езду потому, что плохо себе представляют, что это такое.
Наследие советских спортдиспансеров вообще однозначное зло. Я считаю очень неправильными попытки гонять любителей в спортдиспансеры, потому что это исключительная растрата ресурсов системы здравоохранения и любительских нервов. Спортивная медицина - это вообще-то не про любителей по большей части, любители её мало интересуют. Спортивная медицина - это про спорт высоких достижений, высокие нагрузки и, естественно, высокие риски. ЭКГ и консультация спортивного врача раз в полгода во имя юношеских езд и конкура 120 см - серьёзно, зачем? Что вы там обнаружить пытаетесь, гипертрофическую кардиомиопатию у офисного работника который три, да даже пять раз в неделю влезает на лошадь на 1-1,5 часа? Абсолютно бессмысленое мероприяте, на мой взгляд.
Судить однозначно о физических эффектах, производимых верховой ездой на организм не так просто. Нагрузка тут зависит от очень многих факторов, в частноти, параметров лошади, аллюра, параметров всадника.
Основная жалоба, которую ассоциируют с верховой ездой - это боль в спине. И действительно, если покопаться в исследованиях, даже любители верховой езды страдают болью в спине чаще. Однако, согласно другим исследованиям, не так часто, как представители некоторых единоборств, тяжёлой aтлетики и стрельбы (большая статическая нагрузка). Есть исследования, в которых верховая езда шагом наоборот способствовала облегчению болей в спине, и рекреационная верховая езда в целом способствовала укреплению мышечного корсета.
Нашла исследование, где спортсменам-конникам делали МРТ поясничного отдела позвоночника. И не нашли различий по сравнению с контрольной группой. Нагрузка на поясничный отдел позвоночника возрастает в направлении шаг<облегчённая рысь<галоп<учебная рысь, но значимых различний в плане структурной патологии по сравнению с контролем не находится даже у спортсменов в выездке. Зато находится функциональная ассиметрия, асссиметрия тонуса, силы и развития мышечного корсета, что, вероятно, и приводит к боли в спине. Что, собственно, является частью общего тренда: боль в спине чаще имеет мышечную природу, не надо всем подряд искать грыжи, они есть почти у всех и у большинства бессимптомны. А боль, связанная именно с грыжами имеет специфические характеристики. (Господи, уже четыре года я не тусуюсь с неврологами-специалистами по боли, почему меня в эту степь до сих пор уносит, про грыжи эти?)
Верховая езда применяется в лечении церебрального паралича и неврологической патологии, сопровождающейся нетяжёлыми расстройствами координации. Она улучшает тонус, способствует уменьшению спастичности мышц нижних конечностей и улучшению координации.
Верховая езда обладает положительным эмоциональным эффектом, способствует улучшению коммуникативных способностей у детй с расстройствами аутического спектра, положительно влияет на детей с СДВГ. И в целом у всех детей способствет развитию самоконтроля, концентрации, умения предпринимать правильные действия, где это необходимо, и воздерживаться, где необходимо это. Верховая езда снижает интенсивность депрессивных проявлений и может использоваться в работе с подростками из группы социального риска, детей с ожирением, зависимостями.
В общем, на мой взгляд, здесь, как и везде, важно соблюдать баланс. Не надо сажать шестимесячного младенца на лошадь. Не надо по часу трястись учебной рысью, и ребёнка не надо ею по часу трясти. Надо стремиться к правильной посадке, правильному балансу, избегать формирования мышечной ассиметрии. Прислушиваться к своему организму: если что-то приносит боль, нужно как минимум умерить или прекратить, а как максимум найти причину.
В занятиях с детьми немаловажную роль играют и функциональные особенности нервной ситемы - заниматься с ребёнком 1-1,5 часа как со взрослым нельзя как минимум потому, что он физически не может так долго концентрироваться. Занятия с детьи должны строиться с включением различных компонентов и давать им возожность переключаться. Это гигиена учебного процесса, этому учат в педе (и немного в меде, ровно настолько, чтобы можно было всем грозить пальцем свысока, размахивая санпином
)
Короче do, but not overdo.