Вестерн Вестерн седла, уздечки и прочая амуниция.

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#1
Довольно важная и обширная тема, которую нельзя полностью охватить в одном тексте.
Седло всегда было одной из самых важных "частей" - т.к. от него многое зависело - и "долговечность" лошади, и эффективность работы, и "долговечность" всадника.
Думаю не стоит описывать историю и т.д., это все можно почитать во множестве источников.
Просто оставлю ссылки по теме здесь (можно будет дополнять полезной информацией/ссылками, я обновлю сообщение):
История и виды седел - Western Rider
Все о седле в этом разделе - http://www.ridewest.ru/articles/horsegear/#saddle

Начнем с видов
В настоящее время вестерн седла производятся не только для ковбоев работающих непосредственно на ранчо. Сейчас появилось множество разновидностей вестерн седел разработанных специально для каждой вестерн-дисциплины для больше комфорта и удобства всадника и лошади, а так же для достижения лучших результатов в спорте. На данный момент есть специальные седла для:
Трейла и плежера – седла более глубокие, с разными вариациями размеров и форм рожка и вилки, которые всадник может подобрать на свое усмотрение, для обеспечения большего комфорта на прогулках на пересеченной местности, такие седла обычно легче по весу, с более высокой задней лукой, может быть использована задняя подпруга.

Рейнинга – эти седла были модифицированы для более точного «чувства лошади». Такие седла имеют низкий рожок, фендеры со стременами вынесены вперед, сидение имеет наклон от вилки к задней луке, что более комфортно сажает всадника, что особенно важно на таком элементе рейнинга как скользящая остановка. У рейнинговых седел есть только передняя подпруга. Но, иногда, на соревнованиях можно увидеть седла с двумя подпругами, что может быть обусловлено строением лошади или ее стилем выполнения элементов (и скорости), когда нужна дополнительная точка опоры/крепления.


Скачек вокруг бочек – такое седло имеет рожок средней длинны, но высокую и выраженную вилку, что дает большую устойчивость посадке всадника, задняя лука широкая и высокая, сидение глубокое. Седла для этой дисциплины в основном имеют закругленную юбку, зачастую только переднюю подпругу и часто такие седла могут быть без ленчика или ленчик из стекловолокна, что значительно уменьшает вес седла. Обычно такие седла идут в комплекте с подперсьем. В большинстве дешевые варианты таких седел сделаны очень плохо (и очень ярко) и использовать такие седла на лошадях нежелательно.


Роупинга (ловля бычка на лассо) – имеют деревянный ленчик, покрытый бычьей сыромятью, с очень крепким рожком, часто усиленный дополнительной кожей, или покрытый специальной резиной, сидение низкое так же как и задняя лука. Вилка и полки ленчика спереди более широкие, чтобы лучше распределять вес всадника и пойманного бычка по спине лошади, не перенагружая перед и плечи лошади, давая ей больше свободы движений. Стремена длинные и широкие. Роупинговые седла имеют переднюю и заднюю подпруги, которые соединены специальным ремешком под животом лошади, задняя подпруга НИКОГДА не затягивается туго – между ней и животом лошади должен проходить кулак. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо.


Каттинга (удерживание бычка отдельно от стада) - для такой дисциплины седла имеют более плоское и длинное сидение и имеют удлиненный рожок, за который ковбой держится. Фендеры у таких седел обычно узкие, а стремена круглые, сделанные из металла или дерева. Такие седла имеют переднюю и заднюю подпруги. Задняя подпруга помогает седлу остаться в правильном положении на резких маневрах.

Так же есть седла для пробегов, для ковбоев участвующих в родео, и так же остались седла рабочие и более тяжелые – ранч седла.


Ранч седла – настоящие рабочие седла, на таких седлах нет резьбы и серебра. Вес такого седла около 20-25 кг(ленчик всегда деревянный, иногда усилен железом), сидение глубокое и плоское, вилка широкая и низкая, высокая задняя лука, высокий и широкий (круглый) рожок, со специальной обмоткой, для защиты рожка от прожжения от веревки, фендеры расположены четко под всадником, посадка в таком седле прямая, имеют двойное крепление подпруги к седлу, и имеют как переднюю так и заднюю подпругу, так же имеют множество кожаных ленточек для привязывания поклажи.


Вестерн седла сейчас производятся, импортируются, и экспортируются по всему миру. С приходом новых технологий ленчики седел теперь изготавливаются не только из дерева, но и специального стекловолокна, что сильно облегчает вес седла (средний вес обычного вестерн седла 15-17 кг). Так же некоторые фирмы изготавливают седла полностью из синтетических материалов, в основном такие седла используются в пробегах.

Факты:

- Настоящие качественные вестерн седла в среднем весят 15-17 кг. Ранч седла весят от 20 до 25 кг.
- Хорошее вестерн седло сделано из толстой качественной кожи.
- Вестерн седло стоит дорого. Хорошее б/у седло можно купить от 1000$. Новые от 2-3 $.
- Дешевые индийские седла опасны для лошадей и всадников. Они сделаны из плохой кожи и пластика, ленчики ломаются на морозе\жаре, кожа лопается, нейлон рвется и проскальзывает. Ленчики не подходят большинству лошадей.
- Качественное вестерн седло при должном уходе может «пережить» своего владельца. Многие седла служат более 30 лет.

Мифы:

- В вестерн седле нельзя ездить строевой рысью. Неправда. В хорошо подобранном по всаднику седле можно ездить облегченной рысью.
- В вестерн седле лошадь можно оставлять посёдланной неделями. Неправда. Лошадь нельзя оставлять поседланной на долгий срок в любом седле. Не существует таких седел в которых можно «жить не снимая».
- Вестерн седла подходят всем лошадям и не имеют размеров. Самое большое заблуждение. Все вестерн седла имеют разный размер как по лошади так и по всаднику, о чем не нужно забывать при выборе седла, в противном случае можно сильно повредить лошади!

Размеры по лошади – full quarter для широких лошадей, с низкой холкой, чаще всего используется на лошадях породы квотерхорс. Semi-quarter для более «узких» лошадей, с более выраженной холкой, так же имеет несколько разных размеров по ширине полок, обычно используется на «облегченных» типа квотерхорсов, аппалузах, пейнтхорсах, чистокровках. Arabian - для узкоплечих лошадей, с короткими спинами (из-за чего такие седла имеют закругленную юбку), в основном для арабов. Gaited - для аллюрных лошадей имеющих свое отличное от других лошадей строение, и др.
По всаднику отличаются на 1,5-1 размер - если у вас классическое седло 16 размера, то вестерн седло будет 15, 14.5. Хотя современные седла уже делаются по размерам приравниваемым к классическим. Так что при покупке стоит спрашивать у продавца какой актуальный размер по всаднику.


Больная тема - седловка...
Полностью здесь - Western Rider

Вестерн седло всегда кладется на специальный пад (вальтрап). Он толще и длиннее классического вальтрапа, что позволяет правильно распределить вес по спине лошади.

ВАЖНО! Вестерн седло НЕЛЬЗЯ класть на классический вальтрап ни в коем случае! Это может привести к травмам спины лошади. Классические вальтрапы меньше размером, могут образовать складки и сползать из-под седла, швы будут натирать. Плюс они имеют недостаточную толщину для амортизации.

Пады бывают нескольких типов: двойные – снизу натуральная овчина, сверху «плетеный коврик». Такие чаще всего используются на соревнованиях (фото 1). Войлочные и неопреновые (фото 2). На соревнованиях часто поверх «рабочих» войлочных и неопреновых кладут блэнкет (цветной коврик) для красоты (фото 3). Всегда сначала кладется пад, и только потом, сверху, кладется блэнкет!


Пады могут быть разных видов. С вырезами для холки, с дополнительными "подушками, чтобы скомпенсировать недостатки экстерьера лошади, с гелевыми вставками и т.д. Соответственно, если у вас пад с вырезом для холки, то он кладется именно по форме холки. Если это самый простой прямоугольный пад, то определить где "перед", а где "зад" помогут кожаные вставки по бокам, которые защищают пад от стирания под креплениями подпруги - эти вставки будут спереди.

Блэнкет кладется "более цветной" стороной назад. Чтобы узор был виден за седлом. Блэнкетом необходимо закрыть полностью весь "рабочий" пад.
Прежде чем класть седло на лошадь, удобнее всего закрепить подпругу на левой стороне на специальном держателе, либо просто перекинуть через седло. Так же можно убрать правое стремя, закрепив его за рожок седла.
Седло кладется ближе к передней части пада. Обычно спереди должно быть два-три пальца (цифра 1).
Чтобы определить правильное положение седла необходимо провести линию через рожок и вилку седла вниз до локтя лошади (цифра 2).


После того как мы положили седло - обходим лошадь и отстегиваем подпругу (если она была просто перекинута через седло - то опускаем вниз) и смотрим чтобы она нигде не была перекрученной. Затем так же как и с классическим седлом - делаем спереди "домик" из пада, т.к. при затягивании подпруги он будет опускаться вниз и может стягивать холку. После того как мы проверили все ли лежит на своем месте, мы поднимаем левое стремя и цепляем его за рожок, чтобы оно нам не мешало при затягивании подпруги. Развязываем латиго (если оно было завязано) и продеваем через кольцо подпруги (Фото 5). Свободный конец продевается в кольцо на седле (Фото 6).


Свободный конец снова продевается в кольцо подпруги (фото 7). Если латиго длинное, то можно все повторить еще раз. Обычно делается 2-3 оборота. (фото 8 и 9).
Когда вы сократили длину латиго до нужной, натягивая свободный конец на себя (не вверх как с классическим седлом) до-затягиваем подпругу до нужного натяжения (вестерн седла не затягиваются сильно, под подпругой должна проходить ладонь), продеваем шпенёк в нужное отверстие. (Фото 10)


Чтобы «слои» латиго легли равномерно, нужно потянуть за середину "оборотов" так, чтобы шпенёк встал в правильное положение (Фото 11). Затем свободный конец продеваем в специальное крепление на левой стороне седла под вилкой (Фото 12).



Нажмите на это изображение для просмотра полноразмерной версии.


Если на седле предусмотрена задняя подпруга, то ее НИКОГДА не затягивают туго. Как минимум между животом лошади и подпругой должна свободно проходить ладонь, как максимум - кулак (т.е. она не должна быть затянута слишком туго, но и не должна висеть слишком свободно). Кроме того обязательно должен быть ремешок соединяющий переднюю и заднюю подпруги, иначе задняя подпруга может съехать в пах лошади и может доставлять дискомфорт.

Задняя подпруга в основном есть на роупинговых седлах, баррел рейсинговых, ранч и каттинговых. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо и помогает распределить вес бычка по всему седлу и спине лошади защищая ее от резкого удара на плечи.
Когда мы расседлываем лошадь необходимо завязать латиго, чтобы оно не болталось по полу и не портилось при неправильном хранении (если латиго будет скомкано, то появятся складки и кожа может "задубеть", что потом будет причинять дискомфорт для лошади). Обычно латиго завязывается так, чтобы потом при седловке мы тратили меньше усилий. Как это делается можно посмотреть на двух видео ниже.
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#2
Продолжение больной темы:
Как НЕ надо седлать. Мой личный архив сбора абсурда из наших соц.сетей. Или умом Россию не понять...



















Я это даже комментировать не хочу. Хочется вырвать руки тем кто так седлает. Пожалейте своих лошадей! Не надо так делать! К слову, ВСЕ седла не подходят лошадям.




Полезные картинки для определения нужного угла полок
Правильный угол:

Узко снизу

Узко сверху
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#3
О том с каких седел мы начинали...
Насколько помню, у него (у Вити и Гречки) вроде было одно из тех что тогда продавали в магазинах - Натова или что-то в этом роде. У меня даже где-то фото моего тест драйва есть, но не могу найти.
Есть такие, мне сдается, что это уже новое седло...




Синтетику Нортон я брала у него же. Оба раза впечатления были адовыми. Даже не представляю, что чувствует лошадь в таком...
Вот тот Нортон, мало того что он лошади не подходит, так еще и сидеть в нем реально больно


Однажды мне дали седло на наши первые соревнования, и я совершенно не помню чье оно
было вполне удобным


Я когда начинала купила тоже дерьмовенькое седло - но тогда особо выбора не было (но я одновременно с этим седлом купила троеборку, так что вестерн обычно надевался в поля), через полгода я от него избавилась. Но, к слову, это седло не было ужас-ужас. Терпимо, но все равно гауно


Тут можно увидеть всю мою криворукость. Дело было 10 лет назад, в период, не самый радужный для российского вестерна
)) Так что тогда ни тренера не было, ни того кто мог бы подсказать. т.к. тогда был период "каждый суслик агроном".
На фото вообще первая неделя моего коневладения
)) ужас, столько лет...

Но через пару месяцев хотя бы научилась бленкет класть правильно
на всадника не смотрите, это моя мама, она раз в несколько лет садится покататься
))


фирму не вспомню, покупала в МКМ. Сейчас там есть похожее, но еще хуже качеством, мне еще свезло...


При этом, сейчас я езжу только на "профессиональных"-спортивных дорогих седлах и не скажу что мне в каждом удобно. Чаще всего они мне велики по размеру - т.к. мой тренер мужчина, еще и высокий, поэтому когда мне приходится ездить в его седлах я испытываю дискомфорт от того что сидение слишком большое.
Например это - Bob Avila (самое распространенное среди рейнеров сейчас) очень удобное, но на скоростях бывало тяжко. У него же есть еще каттинговое, ооочень потрепанное жизнью и на нем ездить было больно, т.к. оно уже до ленчика умялось.

амуничник


Я брала на старты у него другой старенький BA


В штатах ездила на всем что дают. Jim Taylor


В Техасе в основном ездила на призовых седлах, тут уж не помню кто производитель. Все разные были. Какие то удобные, какие то нет.

Самые популярные марки сейчас - Боб Авила (у него полно разных серий, включая индивидуальные именные под топ-спортсменов), сделанные на заказ у Тома Винтерса, Континентал, Билли Кук (хотя новые мне нравятся), Рэнди Пол, вроде ничего не забыла.
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#4
Больная тема многих :))
Железо.
Важно: каждая лошадь индивидуальна и выбор железа не может происходить по какому-либо шаблону. Все лошади разные, как их задачи и их всадники. Поэтому вы несете ответственность, как всадник, за выбор амуниции, которая будет наиболее комфортна для вашего партнера и будет сидеть как «вторая кожа».
В основном, традиционно, вестерн лошади заезжаются на обычном двухсоставном трензеле (с разными вариациями колец на усмотрение тренера – D-образные, круглые, с фиксированной точкой крепления грызла и т.д.), либо на хакаморе типа босал. Плохая идея начинать обучение молодой лошади на любом железе усиливающем воздействие за счет рычага, не только из-за самого усиления воздействия, но и из-за того, что оно может запугать и подавить молодую лошадь. Рычажное железо не только оказывает давление на рот лошади, но и на затылок и подбородок, что может спровоцировать проблемы с затылком, вследствие чего, лошадь может начать мотать головой и уходить от давления, вызывая негативные впечатления от тренинга и закрепляя дурные привычки.
Любое рычажное железо не должно использоваться на зеленой необученной лошади, как минимум до тех пор, пока она не освоит нек-рейнинг, команды ног, и будет уверенно останавливаться и поворачиваться с любого аллюра.
Используя силу мундштука чтобы восполнить пробелы в тренинге вы, скорее всего, сделаете только хуже.

Трензельное железо
Чаще всего начальное обучение лошади проходит на трензельном железе. Оно так же бывает разных форм и размеров, но не должно иметь рычага. Все трензельное железо должно использоваться с подгубным ремешком, который будет предотвращать железо от вытягивания на одну сторону в сложных ситуациях.
Обычно грызло двух, иногда трехсоставное, а так же может быть цельным или с конфеткой. При выборе трензельного железа вы должны учитывать строение рта вашей лошади, стадию его развития, чувствительность. Толщина грызла может толстой и тонкой, толстой у колец и сужающейся к середине. Грызло может быть гладким или закруженным, с медными вставками или сделано из аурегана. Выбор огромен, поэтому вы всегда сможете найти железо подходящее именно вашей лошади. Не забывайте так же, что не все что предоставлено в магазинах разрешено на соревнованиях. Многие виды железа предполагают, что им будет пользоваться профессионал. Если вы не знаете, какое железо подойдет вам и вашей лошади – спросите у своего тренера.


Тренезль Билли Аллен, О-образные кольца






Стандартное трензельное железо с медным грызлом, D-образное крепление



Тренезль с изогнутым грызлом, О-образные кольца

Запрещенное на соревнованиях:



тренировочное железо с перекрученным грызом. Только для профессионалов!


Рычажное железо и основные параметры
Основы рычагов и соотношения давления:
Shanks – это длинна от нижней части рычага до места крепления грызла – хвостик.
Purchase – это длинна от грызла до верхней части рычага.
Cheek – это длинна рычага от верха до низа.
Port – вогнутая часть на грызле
Bars – это прямая часть грызла от щечки рычага до порта.
Mouth – грызло

Истинное трензельное железо имеет соотношение давления 1 к 1, а это означает, что для каждой унции давления вы прилагаете такой натяг поводьев, что лошадь чувствует одну унцию во рту. Трензель не имеет рычагов ни в каком виде. Хвостик рычага и подгубная цепочка/ремешок меняют соотношение давления, создавая большее давление с наименьшим использованием поводьев.
Соотношение нормального давления у рычажного железа может быть определенно путем измерения длинны щечек хвостика рычага от грызла книзу (shanks) и расстояния от грызла к креплениям уздечки (purchase). Например, вы измерили длину хвостика рычага – 4, измеряем расстояние от грызла к верхней части – 1, таким образом, мы получаем соотношение 1 к 4, т.е. когда вы прикладываете одну унцию силы поводьев, лошадь чувствует 4 унции во рту.



Принцип действия и положение железа



Схематическое изображение строения рычажного железа

Это соотношение так же влияет на то, как железо работает и где делает больше давления. Железо с короткой верхней частью и длинной нижней будет оказывать больше давления на челюсть лошади, и совсем немного на затылок. Железо с длинной верхней частью и короткой нижней будет оказывать больше давления на затылок и меньше на челюсть. Железо с длинной верхней частью часто зовутся «подъемниками» - оно побуждает лошадь сгибаться в затылке, округлять шею и поднимать плечи.
Любое рычажное железо должно иметь подгубную цепочку или ремешок! Иначе воздействие будет неправильное!

Shanks – хвостики рычага
Короткий рычаг:
с одной стороны, чем короче рычаг тем мягче должно быть железо. Но это не совсем так – по большей части все зависит от ваших рук и умений. Короткие рычаги дают более сильный сигнал, т.к. для того чтобы лошадь его услышала вам придется приложить больше усилий, чем на железе с более длинными рычагами. Стоит не забывать, что хорошо обученная лошадь должна хорошо знать нек-рейнинг и слушаться легких команд. Если вы только пробуете перейти с трензеля на рычажное железо, то лучше взять железо с небольшим или средним стандартным рычагом. Не переусердствуйте действием повода на лошадь!









Длинные рычаги: чем длиннее рычаг, тем более сильное воздействие он оказывает на лошадь при минимальном натяжении повода. Но, опять же, лошадь должна быть хорошо выезжена, чтобы пользоваться таким железом без вреда для лошадиного рта.
Такое железо предназначено для более продвинутых пар всадник/лошадь, и чаще всего встречается на соревнованиях по плежеру и рейнингу, т.к. они требует меньшего усилия поводом для подачи команды, чем железо с короткими рычагами.




Угол
Угол рычага можно увидеть, посмотрев на щечки сбоку или если конструкция позволяет – разложить железо на плоскую поверхность. Если вы проведете линию от середины кольца крепления уздечки внизу через середину крепления грызла и далее до самого конца рычага – вы увидите насколько прямые щечки рычага.
Чем дальше ваши поводья от линии, тем более завернуты ваши рычаги. Фактическая форма щечек не имеет ничего общего с этой линией – т.к. форма может быть такой, что крепление повода все равно останется на одной линии с креплением уздечки. Бывают более простые и прямые рычаги, а бывают кавалерийского типа – закрученные и богато украшены серебром. Единственное, что меняет угол, это - расстояние, на котором находится крепление повода по отношению к верхнему рычагу (purchase).



Прямой рычаг: чем прямее рычаг, тем меньше предупреждений лошадь получает до того как железо начинает действительно оказывать воздействие, потому что это требует меньшее движение поводьев чтобы усилить давление. Это железо довольно резкое, т.к. не происходит нарастания давления, а оно просто резко усиливается.
Tom Thumb (на фото слева) железо это НЕ трензельное железо, т.к. оно имеет длинные щечки рычагов. Ошибочно считать, что это хорошее железо для молодой лошади.



Загнутые назад рычаги: такое железо дает больше предупреждения лошади, т.к. чтобы нарастить давление вам придется сильнее натянуть поводья. Хорошо обученная лошадь почувствует легкое движение поводьев и отреагирует до того как железо начнет движение во рту. Такое железо так же называют «пастбищным», т.к. такая форма рычагов позволяет лошади пастись в уздечке. Рычаги загнутые буквой S предотвращают от закусывания рычагов и лошадь не может ими «баловаться».



Слегка загнутые рычаги – подвижные: такие рычаги имеют особое крепление к грызлу, что позволяет щечкам двигаться независимо друг от друга. Такая подвижность рычагов добавляет больше чувствительности, как всаднику, так и лошади. Такое железо позволяет выполнять остановку одним поводом, если возникает такая ситуация. Так же такое железо можно использовать с дополнительной парой поводьев прикрепленных к кольцам возле грызла.



Литое рычажное железо: такой вид железа является одним из самых распространенных. Это простое железо для лошади, которая хорошо реагирует на нек-рейнинг. Оно не позволяет корректировать лошадь одним поводом, т.к. при использовании одного повода положение всего железа во рту изменится. Такой вид рычага не позволяет более тонко чувствовать лошадь, нежели чем железо с подвижными рычагами.
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#5
Грызло
Большинство вестерн железок это разные комбинации рычагов и грызла различных форм.

Двухсоставные: чаще всего это самое обычное трензельное грызло. Тем не менее, железо с рычагами и таким грызлом не являются трензельным. Tom Thumb железо это НЕ трензельное железо, т.к. оно имеет длинные щечки рычагов. Ошибочно считать, что это хорошее железо для молодой лошади. Это железо довольно жесткое за счет эффекта щелкунчика и прямых коротких рычагов, что оказывает суровое давление на лошадь.
По большому счету это не самое лучшее сочетание для рычажного железа. Они сочетают в себе давление за счет рычага и давление за счет эффекта «щелкунчика» - когда грызло складывается пополам, давит углом на нёбо и заживает челюсть по бокам.



Двойное сочленение или с «конфеткой»: такое железо немного лучше, чем предыдущее, т.к. у него нет эффекта «щелкунчика» в такой сильной степени. Тем не менее, оно все еще будет оказывать давление на язык и челюсть. Это не редкость, что с таким железом вы часто увидите лошадь открывающую рот если вы приложите слишком сильное давление на рот.



Коррекшены или корректирующее грызло: корректирующее грызло имеет порт (разной высоты на выбор), который имеет сочленение с обеих сторон, таким образом железо получается трехсоставным и подвижным. Оно «освобождает» язык, но имеет небольшой эффект щелкунчика. Это самое популярное железо для обучения спортивных лошадей.





Грызло из цепочки: запрещено на соревнованиях, но в магазинах можно увидеть множество различных видов железа. Такое железо оказывает давление на все места сразу – на затылок, на челюсть, на язык, и т.д. Не советуем использовать такой вид железа.

Перекрученное грызло: такое железо стоит использовать только профессионалам, которые понимают, какой цели они хотят достигнуть. Такое железо запрещено на соревнованиях.

Прямое грызло с конфеткой – чаще всего Билли Аллен: если вам нужно железо с подвижными рычагами, то такое железо весьма подходящее. Есть два стиля такого грызла – Билли Аллен и Мюлер. Грызло может быть любых форм и размеров, как прямые, так и с небольшим портом. Вы, как всадник, должны определить какой стиль больше всего подойдет под строение рта вашей лошади. Убедитесь, что вы используете одинаковое давление поводьев с обеих сторон, это очень важно для этого типа железа, т.к. даже маленькое движение одним поводом может сместить это железо во рту и дать команду лошади. При неправильном использовании этого железа, можно закрепить нежелательное поведение лошади, а в частности – вкладывание в руку.





Железо Билли Аллен: прямое грызло, с медной конфеткой, квадратный порт - высокий, квадратный порт средний, квадратный порт низкий
Железо Мюлер: чаще всего встречается в классике. Трензельное, трензельное вогнутое, с конфеткой, средний порт.




Литое грызло: такой тип грызла самый простой. Оно неподвижно, не меняет положение и форму во рту. Невозможно подать лошади сигнал одним поводом так чтобы всадник не заметил изменений в положении лошади. Для того чтобы поднять одну из сторон лошади вам придется использовать железо полностью.




Порт
Высокие порты бывают разных форм и размеров, некоторые в виде дуги, некоторые в виде «ложечки», какие-то с «конфетками» по середине, некоторые с шариками внизу для давления на язык и т.д., - все они имеют контакт с небом лошади и языком, какие-то в большей степени, какие-то в меньшей. Мягкие руки всадника имеют решающее значение здесь.

Баланс различных видов порта имеет большое значение, т.к. при езде положение головы лошади должно быть таким, чтобы железо лежало нейтрально и прямолинейно вниз, чтобы убрать давление «ложечки» на нёбо лошади. Когда вы набираете повод, порт двигается вперед и вверх. Когда вы отпускаете повод – порт возвращается на место вниз. Он двигается так легко, что это железо считается "сигнальным" железом, намекая лошади легким движением повода, что она находится в неправильной позиции.
Если голова лошади остается вертикальной и поводья висят свободно, «ложка» должна оставаться плоской и не оказывать никакого давления на небо лошади. Если она поднимает голову - баланс железа меняется, щечки рычага смещаются и поднимают порт (или спейд) автоматически, напоминая лошади (без действий со стороны всадника), что она должна снова опустить голову.
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#6
Мюлен литое: грызло такого типа часто используется как переходное от трензеля к мундштуку на молодых лошадях. Оно оказывает одинаковое давление на небо, язык и челюсть лошади и считается довольно мягким.





мюллер

1 - Низкий порт: дает «освобождение» языка и оказывает большее давление на челюсть.

2 - Средний порт: дает большую свободу языку, но так же оказывает большее давление на челюсть.
Высокий порт: дает максимальное освобождение языка и работает за счет давление на десны челюсти. Также оказывает давление на нёбо. Предназначено для продвинутых всадников и лошадей.

3 - Высокий порт: обеспечивает максимальное освобождение языка и оказывает большее давление на челюсть. Также будет оказывать давление на нёбо. Для продвинутых всадников и лошадей.

4 - Свитвотер: широкий плавный порт, который дает большую свободу языку. Работает зачастую на деснах челюсти и в зависимости от толщины языка – может оказывать воздействие на язык.

5 - Порт с роллером (конфеткой): такое железо оказывает давление на язык и на десны. Роллер обычно сделан из меди, что вызывает у лошади слюноотделение, поддерживая рот мягким и влажным.

6 - Порт-ложечка: по задумке дизайна такое железо должно лежать между небом и языком.

7 - «Лягушачий» порт: используется продвинутыми всадниками, оказывает давление на язык и небо, роллер позволяет рту оставаться влажным.

8 - «Кафедральный» порт: такое железо должно использоваться только профессионалами на хорошо обученных лошадях. Это железо оказывает давление на язык, небо, челюсть, подбородок и затылок. Чаще всего используется в дисциплинах, где необходимо незаметное управление, например, плежер.


Спейд
Основное:
- Главная отличительная черта спейда это высокий порт-лопаточка
- Лошадь естественным способом захочет избежать давления лопатки на нёбо. Когда всадник набирает повод увеличивается сила рычага, лошадь будет сгибаться в затылке и подведет свой нос к груди. В ответ на это, всадник должен ослабить поводья в качестве поощрения.
- Боковые опоры высокого порта называются брекетами. Они предотвращают обматывание языка вокруг порта.
- Качественные спейды делаются в ручную индивидуально несколькими известными мастерами. Большое внимание уделяется балансу железа и гладкости краев.
- Нет необходимости говорить, что спейд-железо должно использоваться только опытными всадниками, перенявшими традиции от мастеров вакеро. Тем более лошадь должна пройти серьезную и сложную подготовку, чтобы правильно реагировать на это железо.

В мире вестерн железа, спейд, несомненно, считается самым суровым железом. Тем не менее, спейд, несмотря на свой пугающий вид, имеет историческое место в развитии западного стиля верховой езды. Спейд ассоциируется с вакеро (не чарро) стилем езды, и традициями скотоводства Мексики и юго-запада США в конце 18 и начале 19 века.
Современные практики методов вакеро тратят годы на подготовку лошади на босале и более мягких видах железа, прежде чем они перейдут к спейду (среднее время от 5 до 7 лет, акцент делается на то, какого партнера себе вы вырастили, а не на быстрое достижение результата). Из-за своей конструкции спейд железо позволяет высоко обученной лошади реагировать на малейшую подсказку всадника. В итоге это позволяет ездить с сильно опущенными поводьями, и неважно работаете ли вы со скотом или просто объезжаете территорию.
В отличии от Техасского и более привычного нам стиля верховой езды в стиле вестерн – лошадям для спейда необходимы соответствующие физические параметры(?) – более высокий постав шеи и лошадь должна сама хорошо нести свою голову.
Традиционно, используя метод вакеро, лошадь должна заезжаться на босале. Затем ее переводят на более легкий и тонкий босал – босалита (который так же может дополнительно привязываться к челке лошади). Далее лошадь переводят на комбинированное железо + босалита. Как подготовку для перехода к спейду. У всадника будет 2 пары поводьев – одна пара от босала, и вторая от мундштука. После нескольких лет в таком оголовье лошадь переходит на ступень выше – к спейду. Он так же носится с легким босалом, но тот традиционно не имеет поводьев.




Строение спейда


Спейд-железо несомненно не для новичков (лошадей и людей). Оно не продается с набором инструкций по применению. Только передача от одного поколения к следующему, тонкое словесное упоминание о том, что это такое и как его лучше использовать. Нет книг, которые опишут деликатное использование этого железа. Возможно, это даже нельзя описать словами. Это неуловимый мир "чувства" и чувствительности. В мире существует множество видов искусства, но не каждому можно обучиться, следуя общей модели обучения.

Спейд-железо обычно используют на идеально выезженных и покладистых лошадях. Оно должно использоваться очень легко, тонко подавая легкий сигнал хорошо обученной лошади незаметным движением. Оно повышает мягкость и вертикальное сгибание практически без движения. Лошадь, чья челюсть была загублена плохой ездой с другим железом, может извлечь выгоду из спейд-железа, если с ней работает особенно хороший тренер и всадник.
Такое железо зачастую имеет дополнительное колечко для крепления подгубной цепочки/ремешка. Оно оказывает давление не только на небо, но и на челюсть, подбородок, язык и может увеличивать давление. Спейд-железо является необычным и редким, и может быть чрезвычайно жестким.

Чтобы понять спейд железо, сначала надо понять, чем оно не является. Большинство других железок с длинными щечками называются рычажными или увеличивающими давление. Стандартный мундштук или Техасский «пастбищный» мундштук, железо Бастера Велча, современные грызла с подвижным портом – лишь несколько примеров низко-портовых видов современного железа.
Рычажное железо преимущественно работает от давления цепочки. Это подтверждается тем фактом, что рычажное железо, как правило, имеет низкий порт и используется часто в сочетании с цепочкой, чтобы увеличить интенсивность давления при необходимости. Во время натяжения или подергивания поводьев немедленно начинает оказывать давления подгубная цепочка/ремешок. Когда порт более высокий или имеет средний размер – идет двойное одновременное воздействие как порта на нёбо, таки цепочки на подбородок. Так же есть рычаг давления на затылок. Все это побуждает лошадь возвращаться в правильное положение головы. Такое железо при правильном применении не позволит лошади «вкладываться» в руку всадника. Поэтому работа поводом должна идти вверх, и ни в коем случае не тянуть на себя назад – тогда у лошади будет возможность зажать железо и начать его тянуть, вместо того чтобы уступить.
Чтобы понять смысл спейд железа, нужно увидеть разницу между вакеро тех времен и букару нынешних.
Различные соревнования на лошадях сегодня требуют различных уровней подготовки. В подавляющем большинстве из них, всадник должен только сосредоточиться на езде. Разница между современными спортивными мероприятиями и традициями езды вакеро – наличие лассо. Но традиционно лошадь вакеро не для соревнований.
Конечно, не стоит сравнивать рабочий стиль езды и соревнования. В спорте традиции утрированы и в профессиональном спорте нет места старым традициям, т.к. они уже потеряли свою актуальность в современном мире. Несомненно, вы вольны выбирать свой путь и если вам нравится стиль вакеро, вы можете выежать свою лошадь в этом стиле, но если вы хотите принимать участие в соревнованиях – вы должны следовать правилам и уже устаканившимся канонам спорта.
Вакеро должен ездить на своей лошади качественно и одновременно использовать ее как «платформу» для метания лассо. Чем выше у лошади способность к маневрированию и вставать в правильную позицию быстро, тем больше шансов на удачный бросок. Человек, который может делать все необходимые корректировки быстро и незаметно,действительно является одаренным всадником. Малейшие движения руками позволяют вакеро держать мотки веревки в порядке, при этом размах веревки будет плавным, а попадание точным. Лошадь не должна «дергаться» от таких движений рукой, но она должна слышать и чувствовать легкие сигналы, которые всадник ей подает одновременно в процессе.
Спейд железо известно как «сигнальное» железо, оно имеет длинный порт в виде лопатки, «конфетку» или ролик, медные брекеты по бокам, и обязательно подгубный ремешок (не цепочка!) такая конфигурация побуждает лошадь брать это железо и держать его самостоятельно. Таким железом нельзя дергать лошадь за рот.
Как и любой другой продукт – это железо может быть и хорошим и плохим, иметь разные формы и размеры. Очень важно, чтобы оно было сбалансировано и подходило лошади. Большая часть веса приходится на щечки. Для каждой лошади стоит подбирать индивидуально длину рычагов-щечек, высоту порта, толщину грызла, форму порта, брать с роллером или без, а так же форму щечек и вес.

В современном мире, спейд железо можно увидеть у единиц. В основном его используют всадники калифорнийской школы, которые до сих пор верхом работают на ранчо. Есть несколько тренеров, которые делают показательные выступления на некоторых лошадях, показывая свое мастерство в подготовке лошади. Но обычно на одного такого всадника - только одна такая лошадь. Правильнее будет сказать - использование спейда это больше философия и стиль жизни вакеро, что не имеет ничего общего с современным спортом. На западном побережье иногда проводят класс для "bridle" лошадей, но это одни из самых непопулярных классов. Современные методы подготовки лошадей потихоньку вытесняют вековые традиции, но еще остались последователи старой школы.






Хорошо обученная лошадь должна сама держать железо
Перевод разных источников: Муратова Анна
Фото: google.com
 

Vika.R

Мастер форума
Место обитания
Степи чернобаевщины
#7
А есть где почитать про работу на босале? Мне ,внезапно, подкинули двух коней которые работают на этом o_O
У меня из опыта только сайдпул на коне с травмированным ртом ...
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#8
А есть где почитать про работу на босале? Мне ,внезапно, подкинули двух коней которые работают на этом o_O
У меня из опыта только сайдпул на коне с травмированным ртом ...
Честно, нет, босал вещь такая... надо чтобы практик показывал.
Откуда у вас кони, которые работают на босале и почему? Это переходный девайс, а не для постоянной езды.
 

Vika.R

Мастер форума
Место обитания
Степи чернобаевщины
#9
Ой блин привезли пару , сказали вот на , работают на вот этом , работай , фсе o_O
Видимо на капцунге буду работать ,потому что без железа надо :rolleyes:
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#10
а вы уверены что они реально выезжены на босале как надо, а не как сами себе интерпретировали?
 

Vika.R

Мастер форума
Место обитания
Степи чернобаевщины
#11
а вы уверены что они реально выезжены на босале как надо, а не как сами себе интерпретировали?
Не уверенна , ну потому ,что лично я не знаю как оно надо , соотвественно не могу оценить выезженность данных коней на нем , я поездила вот разок, как по мне бревно оба ,особенно на ногу - но может это я рукожоп и не знаю чего куда . Лично мне было бы проще на трензеле ,но вот блин нет ,человек прям уперся в без железа ...
 

Lintu

вестерн-зануда
Место обитания
Gainesville, Texas, USA
#12
Я сильно подозреваю, что кони вообще не выезжены и на них просто катаются "без железки" и к работе на босале это вообще не имеет никакого отношения
 

Vika.R

Мастер форума
Место обитания
Степи чернобаевщины
#13
Я сильно подозреваю, что кони вообще не выезжены и на них просто катаются "без железки" и к работе на босале это вообще не имеет никакого отношения
Сегодня одевала кавессон лошади отнеслись философски ,ну видимо буду на нем работать ,мне так понятнее и как бы без железа .
Вот мне даже на муншдуке понятнее было бы , чем на босале .
 
Сверху Снизу