Довольно важная и обширная тема, которую нельзя полностью охватить в одном тексте.
Седло всегда было одной из самых важных "частей" - т.к. от него многое зависело - и "долговечность" лошади, и эффективность работы, и "долговечность" всадника.
Думаю не стоит описывать историю и т.д., это все можно почитать во множестве источников.
Просто оставлю ссылки по теме здесь (можно будет дополнять полезной информацией/ссылками, я обновлю сообщение):
История и виды седел - Western Rider
Все о седле в этом разделе - http://www.ridewest.ru/articles/horsegear/#saddle
Начнем с видов
В настоящее время вестерн седла производятся не только для ковбоев работающих непосредственно на ранчо. Сейчас появилось множество разновидностей вестерн седел разработанных специально для каждой вестерн-дисциплины для больше комфорта и удобства всадника и лошади, а так же для достижения лучших результатов в спорте. На данный момент есть специальные седла для:
Трейла и плежера – седла более глубокие, с разными вариациями размеров и форм рожка и вилки, которые всадник может подобрать на свое усмотрение, для обеспечения большего комфорта на прогулках на пересеченной местности, такие седла обычно легче по весу, с более высокой задней лукой, может быть использована задняя подпруга.
Рейнинга – эти седла были модифицированы для более точного «чувства лошади». Такие седла имеют низкий рожок, фендеры со стременами вынесены вперед, сидение имеет наклон от вилки к задней луке, что более комфортно сажает всадника, что особенно важно на таком элементе рейнинга как скользящая остановка. У рейнинговых седел есть только передняя подпруга. Но, иногда, на соревнованиях можно увидеть седла с двумя подпругами, что может быть обусловлено строением лошади или ее стилем выполнения элементов (и скорости), когда нужна дополнительная точка опоры/крепления.
Скачек вокруг бочек – такое седло имеет рожок средней длинны, но высокую и выраженную вилку, что дает большую устойчивость посадке всадника, задняя лука широкая и высокая, сидение глубокое. Седла для этой дисциплины в основном имеют закругленную юбку, зачастую только переднюю подпругу и часто такие седла могут быть без ленчика или ленчик из стекловолокна, что значительно уменьшает вес седла. Обычно такие седла идут в комплекте с подперсьем. В большинстве дешевые варианты таких седел сделаны очень плохо (и очень ярко) и использовать такие седла на лошадях нежелательно.
Роупинга (ловля бычка на лассо) – имеют деревянный ленчик, покрытый бычьей сыромятью, с очень крепким рожком, часто усиленный дополнительной кожей, или покрытый специальной резиной, сидение низкое так же как и задняя лука. Вилка и полки ленчика спереди более широкие, чтобы лучше распределять вес всадника и пойманного бычка по спине лошади, не перенагружая перед и плечи лошади, давая ей больше свободы движений. Стремена длинные и широкие. Роупинговые седла имеют переднюю и заднюю подпруги, которые соединены специальным ремешком под животом лошади, задняя подпруга НИКОГДА не затягивается туго – между ней и животом лошади должен проходить кулак. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо.
Каттинга (удерживание бычка отдельно от стада) - для такой дисциплины седла имеют более плоское и длинное сидение и имеют удлиненный рожок, за который ковбой держится. Фендеры у таких седел обычно узкие, а стремена круглые, сделанные из металла или дерева. Такие седла имеют переднюю и заднюю подпруги. Задняя подпруга помогает седлу остаться в правильном положении на резких маневрах.
Так же есть седла для пробегов, для ковбоев участвующих в родео, и так же остались седла рабочие и более тяжелые – ранч седла.
Ранч седла – настоящие рабочие седла, на таких седлах нет резьбы и серебра. Вес такого седла около 20-25 кг(ленчик всегда деревянный, иногда усилен железом), сидение глубокое и плоское, вилка широкая и низкая, высокая задняя лука, высокий и широкий (круглый) рожок, со специальной обмоткой, для защиты рожка от прожжения от веревки, фендеры расположены четко под всадником, посадка в таком седле прямая, имеют двойное крепление подпруги к седлу, и имеют как переднюю так и заднюю подпругу, так же имеют множество кожаных ленточек для привязывания поклажи.
Вестерн седла сейчас производятся, импортируются, и экспортируются по всему миру. С приходом новых технологий ленчики седел теперь изготавливаются не только из дерева, но и специального стекловолокна, что сильно облегчает вес седла (средний вес обычного вестерн седла 15-17 кг). Так же некоторые фирмы изготавливают седла полностью из синтетических материалов, в основном такие седла используются в пробегах.
Факты:
- Настоящие качественные вестерн седла в среднем весят 15-17 кг. Ранч седла весят от 20 до 25 кг.
- Хорошее вестерн седло сделано из толстой качественной кожи.
- Вестерн седло стоит дорого. Хорошее б/у седло можно купить от 1000$. Новые от 2-3 $.
- Дешевые индийские седла опасны для лошадей и всадников. Они сделаны из плохой кожи и пластика, ленчики ломаются на морозе\жаре, кожа лопается, нейлон рвется и проскальзывает. Ленчики не подходят большинству лошадей.
- Качественное вестерн седло при должном уходе может «пережить» своего владельца. Многие седла служат более 30 лет.
Мифы:
- В вестерн седле нельзя ездить строевой рысью. Неправда. В хорошо подобранном по всаднику седле можно ездить облегченной рысью.
- В вестерн седле лошадь можно оставлять посёдланной неделями. Неправда. Лошадь нельзя оставлять поседланной на долгий срок в любом седле. Не существует таких седел в которых можно «жить не снимая».
- Вестерн седла подходят всем лошадям и не имеют размеров. Самое большое заблуждение. Все вестерн седла имеют разный размер как по лошади так и по всаднику, о чем не нужно забывать при выборе седла, в противном случае можно сильно повредить лошади!
Размеры по лошади – full quarter для широких лошадей, с низкой холкой, чаще всего используется на лошадях породы квотерхорс. Semi-quarter для более «узких» лошадей, с более выраженной холкой, так же имеет несколько разных размеров по ширине полок, обычно используется на «облегченных» типа квотерхорсов, аппалузах, пейнтхорсах, чистокровках. Arabian - для узкоплечих лошадей, с короткими спинами (из-за чего такие седла имеют закругленную юбку), в основном для арабов. Gaited - для аллюрных лошадей имеющих свое отличное от других лошадей строение, и др.
По всаднику отличаются на 1,5-1 размер - если у вас классическое седло 16 размера, то вестерн седло будет 15, 14.5. Хотя современные седла уже делаются по размерам приравниваемым к классическим. Так что при покупке стоит спрашивать у продавца какой актуальный размер по всаднику.
Больная тема - седловка...
Полностью здесь - Western Rider
Вестерн седло всегда кладется на специальный пад (вальтрап). Он толще и длиннее классического вальтрапа, что позволяет правильно распределить вес по спине лошади.
ВАЖНО! Вестерн седло НЕЛЬЗЯ класть на классический вальтрап ни в коем случае! Это может привести к травмам спины лошади. Классические вальтрапы меньше размером, могут образовать складки и сползать из-под седла, швы будут натирать. Плюс они имеют недостаточную толщину для амортизации.
Пады бывают нескольких типов: двойные – снизу натуральная овчина, сверху «плетеный коврик». Такие чаще всего используются на соревнованиях (фото 1). Войлочные и неопреновые (фото 2). На соревнованиях часто поверх «рабочих» войлочных и неопреновых кладут блэнкет (цветной коврик) для красоты (фото 3). Всегда сначала кладется пад, и только потом, сверху, кладется блэнкет!
Пады могут быть разных видов. С вырезами для холки, с дополнительными "подушками, чтобы скомпенсировать недостатки экстерьера лошади, с гелевыми вставками и т.д. Соответственно, если у вас пад с вырезом для холки, то он кладется именно по форме холки. Если это самый простой прямоугольный пад, то определить где "перед", а где "зад" помогут кожаные вставки по бокам, которые защищают пад от стирания под креплениями подпруги - эти вставки будут спереди.
Блэнкет кладется "более цветной" стороной назад. Чтобы узор был виден за седлом. Блэнкетом необходимо закрыть полностью весь "рабочий" пад.
Прежде чем класть седло на лошадь, удобнее всего закрепить подпругу на левой стороне на специальном держателе, либо просто перекинуть через седло. Так же можно убрать правое стремя, закрепив его за рожок седла.
Седло кладется ближе к передней части пада. Обычно спереди должно быть два-три пальца (цифра 1).
Чтобы определить правильное положение седла необходимо провести линию через рожок и вилку седла вниз до локтя лошади (цифра 2).
После того как мы положили седло - обходим лошадь и отстегиваем подпругу (если она была просто перекинута через седло - то опускаем вниз) и смотрим чтобы она нигде не была перекрученной. Затем так же как и с классическим седлом - делаем спереди "домик" из пада, т.к. при затягивании подпруги он будет опускаться вниз и может стягивать холку. После того как мы проверили все ли лежит на своем месте, мы поднимаем левое стремя и цепляем его за рожок, чтобы оно нам не мешало при затягивании подпруги. Развязываем латиго (если оно было завязано) и продеваем через кольцо подпруги (Фото 5). Свободный конец продевается в кольцо на седле (Фото 6).
Свободный конец снова продевается в кольцо подпруги (фото 7). Если латиго длинное, то можно все повторить еще раз. Обычно делается 2-3 оборота. (фото 8 и 9).
Когда вы сократили длину латиго до нужной, натягивая свободный конец на себя (не вверх как с классическим седлом) до-затягиваем подпругу до нужного натяжения (вестерн седла не затягиваются сильно, под подпругой должна проходить ладонь), продеваем шпенёк в нужное отверстие. (Фото 10)
Чтобы «слои» латиго легли равномерно, нужно потянуть за середину "оборотов" так, чтобы шпенёк встал в правильное положение (Фото 11). Затем свободный конец продеваем в специальное крепление на левой стороне седла под вилкой (Фото 12).
Нажмите на это изображение для просмотра полноразмерной версии.
Если на седле предусмотрена задняя подпруга, то ее НИКОГДА не затягивают туго. Как минимум между животом лошади и подпругой должна свободно проходить ладонь, как максимум - кулак (т.е. она не должна быть затянута слишком туго, но и не должна висеть слишком свободно). Кроме того обязательно должен быть ремешок соединяющий переднюю и заднюю подпруги, иначе задняя подпруга может съехать в пах лошади и может доставлять дискомфорт.
Задняя подпруга в основном есть на роупинговых седлах, баррел рейсинговых, ранч и каттинговых. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо и помогает распределить вес бычка по всему седлу и спине лошади защищая ее от резкого удара на плечи.
Когда мы расседлываем лошадь необходимо завязать латиго, чтобы оно не болталось по полу и не портилось при неправильном хранении (если латиго будет скомкано, то появятся складки и кожа может "задубеть", что потом будет причинять дискомфорт для лошади). Обычно латиго завязывается так, чтобы потом при седловке мы тратили меньше усилий. Как это делается можно посмотреть на двух видео ниже.
Седло всегда было одной из самых важных "частей" - т.к. от него многое зависело - и "долговечность" лошади, и эффективность работы, и "долговечность" всадника.
Думаю не стоит описывать историю и т.д., это все можно почитать во множестве источников.
Просто оставлю ссылки по теме здесь (можно будет дополнять полезной информацией/ссылками, я обновлю сообщение):
История и виды седел - Western Rider
Все о седле в этом разделе - http://www.ridewest.ru/articles/horsegear/#saddle
Начнем с видов
В настоящее время вестерн седла производятся не только для ковбоев работающих непосредственно на ранчо. Сейчас появилось множество разновидностей вестерн седел разработанных специально для каждой вестерн-дисциплины для больше комфорта и удобства всадника и лошади, а так же для достижения лучших результатов в спорте. На данный момент есть специальные седла для:
Трейла и плежера – седла более глубокие, с разными вариациями размеров и форм рожка и вилки, которые всадник может подобрать на свое усмотрение, для обеспечения большего комфорта на прогулках на пересеченной местности, такие седла обычно легче по весу, с более высокой задней лукой, может быть использована задняя подпруга.
Рейнинга – эти седла были модифицированы для более точного «чувства лошади». Такие седла имеют низкий рожок, фендеры со стременами вынесены вперед, сидение имеет наклон от вилки к задней луке, что более комфортно сажает всадника, что особенно важно на таком элементе рейнинга как скользящая остановка. У рейнинговых седел есть только передняя подпруга. Но, иногда, на соревнованиях можно увидеть седла с двумя подпругами, что может быть обусловлено строением лошади или ее стилем выполнения элементов (и скорости), когда нужна дополнительная точка опоры/крепления.
Скачек вокруг бочек – такое седло имеет рожок средней длинны, но высокую и выраженную вилку, что дает большую устойчивость посадке всадника, задняя лука широкая и высокая, сидение глубокое. Седла для этой дисциплины в основном имеют закругленную юбку, зачастую только переднюю подпругу и часто такие седла могут быть без ленчика или ленчик из стекловолокна, что значительно уменьшает вес седла. Обычно такие седла идут в комплекте с подперсьем. В большинстве дешевые варианты таких седел сделаны очень плохо (и очень ярко) и использовать такие седла на лошадях нежелательно.
Роупинга (ловля бычка на лассо) – имеют деревянный ленчик, покрытый бычьей сыромятью, с очень крепким рожком, часто усиленный дополнительной кожей, или покрытый специальной резиной, сидение низкое так же как и задняя лука. Вилка и полки ленчика спереди более широкие, чтобы лучше распределять вес всадника и пойманного бычка по спине лошади, не перенагружая перед и плечи лошади, давая ей больше свободы движений. Стремена длинные и широкие. Роупинговые седла имеют переднюю и заднюю подпруги, которые соединены специальным ремешком под животом лошади, задняя подпруга НИКОГДА не затягивается туго – между ней и животом лошади должен проходить кулак. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо.
Каттинга (удерживание бычка отдельно от стада) - для такой дисциплины седла имеют более плоское и длинное сидение и имеют удлиненный рожок, за который ковбой держится. Фендеры у таких седел обычно узкие, а стремена круглые, сделанные из металла или дерева. Такие седла имеют переднюю и заднюю подпруги. Задняя подпруга помогает седлу остаться в правильном положении на резких маневрах.
Так же есть седла для пробегов, для ковбоев участвующих в родео, и так же остались седла рабочие и более тяжелые – ранч седла.
Ранч седла – настоящие рабочие седла, на таких седлах нет резьбы и серебра. Вес такого седла около 20-25 кг(ленчик всегда деревянный, иногда усилен железом), сидение глубокое и плоское, вилка широкая и низкая, высокая задняя лука, высокий и широкий (круглый) рожок, со специальной обмоткой, для защиты рожка от прожжения от веревки, фендеры расположены четко под всадником, посадка в таком седле прямая, имеют двойное крепление подпруги к седлу, и имеют как переднюю так и заднюю подпругу, так же имеют множество кожаных ленточек для привязывания поклажи.
Вестерн седла сейчас производятся, импортируются, и экспортируются по всему миру. С приходом новых технологий ленчики седел теперь изготавливаются не только из дерева, но и специального стекловолокна, что сильно облегчает вес седла (средний вес обычного вестерн седла 15-17 кг). Так же некоторые фирмы изготавливают седла полностью из синтетических материалов, в основном такие седла используются в пробегах.
Факты:
- Настоящие качественные вестерн седла в среднем весят 15-17 кг. Ранч седла весят от 20 до 25 кг.
- Хорошее вестерн седло сделано из толстой качественной кожи.
- Вестерн седло стоит дорого. Хорошее б/у седло можно купить от 1000$. Новые от 2-3 $.
- Дешевые индийские седла опасны для лошадей и всадников. Они сделаны из плохой кожи и пластика, ленчики ломаются на морозе\жаре, кожа лопается, нейлон рвется и проскальзывает. Ленчики не подходят большинству лошадей.
- Качественное вестерн седло при должном уходе может «пережить» своего владельца. Многие седла служат более 30 лет.
Мифы:
- В вестерн седле нельзя ездить строевой рысью. Неправда. В хорошо подобранном по всаднику седле можно ездить облегченной рысью.
- В вестерн седле лошадь можно оставлять посёдланной неделями. Неправда. Лошадь нельзя оставлять поседланной на долгий срок в любом седле. Не существует таких седел в которых можно «жить не снимая».
- Вестерн седла подходят всем лошадям и не имеют размеров. Самое большое заблуждение. Все вестерн седла имеют разный размер как по лошади так и по всаднику, о чем не нужно забывать при выборе седла, в противном случае можно сильно повредить лошади!
Размеры по лошади – full quarter для широких лошадей, с низкой холкой, чаще всего используется на лошадях породы квотерхорс. Semi-quarter для более «узких» лошадей, с более выраженной холкой, так же имеет несколько разных размеров по ширине полок, обычно используется на «облегченных» типа квотерхорсов, аппалузах, пейнтхорсах, чистокровках. Arabian - для узкоплечих лошадей, с короткими спинами (из-за чего такие седла имеют закругленную юбку), в основном для арабов. Gaited - для аллюрных лошадей имеющих свое отличное от других лошадей строение, и др.
По всаднику отличаются на 1,5-1 размер - если у вас классическое седло 16 размера, то вестерн седло будет 15, 14.5. Хотя современные седла уже делаются по размерам приравниваемым к классическим. Так что при покупке стоит спрашивать у продавца какой актуальный размер по всаднику.
Больная тема - седловка...
Полностью здесь - Western Rider
Вестерн седло всегда кладется на специальный пад (вальтрап). Он толще и длиннее классического вальтрапа, что позволяет правильно распределить вес по спине лошади.
ВАЖНО! Вестерн седло НЕЛЬЗЯ класть на классический вальтрап ни в коем случае! Это может привести к травмам спины лошади. Классические вальтрапы меньше размером, могут образовать складки и сползать из-под седла, швы будут натирать. Плюс они имеют недостаточную толщину для амортизации.
Пады бывают нескольких типов: двойные – снизу натуральная овчина, сверху «плетеный коврик». Такие чаще всего используются на соревнованиях (фото 1). Войлочные и неопреновые (фото 2). На соревнованиях часто поверх «рабочих» войлочных и неопреновых кладут блэнкет (цветной коврик) для красоты (фото 3). Всегда сначала кладется пад, и только потом, сверху, кладется блэнкет!
Пады могут быть разных видов. С вырезами для холки, с дополнительными "подушками, чтобы скомпенсировать недостатки экстерьера лошади, с гелевыми вставками и т.д. Соответственно, если у вас пад с вырезом для холки, то он кладется именно по форме холки. Если это самый простой прямоугольный пад, то определить где "перед", а где "зад" помогут кожаные вставки по бокам, которые защищают пад от стирания под креплениями подпруги - эти вставки будут спереди.
Блэнкет кладется "более цветной" стороной назад. Чтобы узор был виден за седлом. Блэнкетом необходимо закрыть полностью весь "рабочий" пад.
Прежде чем класть седло на лошадь, удобнее всего закрепить подпругу на левой стороне на специальном держателе, либо просто перекинуть через седло. Так же можно убрать правое стремя, закрепив его за рожок седла.
Седло кладется ближе к передней части пада. Обычно спереди должно быть два-три пальца (цифра 1).
Чтобы определить правильное положение седла необходимо провести линию через рожок и вилку седла вниз до локтя лошади (цифра 2).
После того как мы положили седло - обходим лошадь и отстегиваем подпругу (если она была просто перекинута через седло - то опускаем вниз) и смотрим чтобы она нигде не была перекрученной. Затем так же как и с классическим седлом - делаем спереди "домик" из пада, т.к. при затягивании подпруги он будет опускаться вниз и может стягивать холку. После того как мы проверили все ли лежит на своем месте, мы поднимаем левое стремя и цепляем его за рожок, чтобы оно нам не мешало при затягивании подпруги. Развязываем латиго (если оно было завязано) и продеваем через кольцо подпруги (Фото 5). Свободный конец продевается в кольцо на седле (Фото 6).
Свободный конец снова продевается в кольцо подпруги (фото 7). Если латиго длинное, то можно все повторить еще раз. Обычно делается 2-3 оборота. (фото 8 и 9).
Когда вы сократили длину латиго до нужной, натягивая свободный конец на себя (не вверх как с классическим седлом) до-затягиваем подпругу до нужного натяжения (вестерн седла не затягиваются сильно, под подпругой должна проходить ладонь), продеваем шпенёк в нужное отверстие. (Фото 10)
Чтобы «слои» латиго легли равномерно, нужно потянуть за середину "оборотов" так, чтобы шпенёк встал в правильное положение (Фото 11). Затем свободный конец продеваем в специальное крепление на левой стороне седла под вилкой (Фото 12).
Нажмите на это изображение для просмотра полноразмерной версии.
Если на седле предусмотрена задняя подпруга, то ее НИКОГДА не затягивают туго. Как минимум между животом лошади и подпругой должна свободно проходить ладонь, как максимум - кулак (т.е. она не должна быть затянута слишком туго, но и не должна висеть слишком свободно). Кроме того обязательно должен быть ремешок соединяющий переднюю и заднюю подпруги, иначе задняя подпруга может съехать в пах лошади и может доставлять дискомфорт.
Задняя подпруга в основном есть на роупинговых седлах, баррел рейсинговых, ранч и каттинговых. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо и помогает распределить вес бычка по всему седлу и спине лошади защищая ее от резкого удара на плечи.
Когда мы расседлываем лошадь необходимо завязать латиго, чтобы оно не болталось по полу и не портилось при неправильном хранении (если латиго будет скомкано, то появятся складки и кожа может "задубеть", что потом будет причинять дискомфорт для лошади). Обычно латиго завязывается так, чтобы потом при седловке мы тратили меньше усилий. Как это делается можно посмотреть на двух видео ниже.