Записки мастеведа

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#1
Единственное, чего хочется после защиты, - никогда больше не видеть лошадей и не открывать ни одной книги, имеющей хоть какое-то отношение к колористике или генетике.

Но нельзя. Нельзя давать волю постзащитному расстройству. Специфического лечения от него не существует. К тому же сейчас наступили сложные времена.

Любую научную работу нужно начинать с обоснования важности темы. Пигменты влияют на приспособительные способности организма, бывают связаны с генетическими нарушениями, их отсутствие лишает пробанда зрения или слуха, окраска сама по себе может быть хозяйственно-полезным признаком. Все это хорошо известно.

Но сейчас пигменты, природные цвета стали чем-то большим, чем просто цвет.

Цвета теперь - разделяют, из-за цветов ненавидят друг друга, ставят на колени и убивают. Из-за этого их сущность, смысл и красота затираются и забываются.

Вопрос, который мне задают чаще всего: "Когда вы будете переиздавать "Масти лошадей"?" В ближайшее время - не буду. Я чувствую потребность показать то же самое - и смежное - под совсем другим углом. Поэтому и начинаю свои записки мастеведа, которые планировала уже давно.
Любые вопросы по теме приветствуются.
 

Marovi

Содержимое - функция воспринимающего
Команда форума
Место обитания
UA\DE
#5

Корона

Следит за погодой
Место обитания
Мастерская
#8
Записки в дневниках - это то, что надо!
Очень рада видеть здесь!
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#9
Спасибо.

Для начала покажу свою мастевую библиотеку.




В верхнем ряду:
1. Sponenberg D.Ph. Equine Color Genetics, 3 издания - 2003, 2009 и 2017.
2. Gower J., Horse Color Explored, 1999 - самая старая книга из всего фонда.
3. Kathman L., The Equine Tapestry. В верхнем ряду первый том запланированного четырехтомника (больше пока не вышло), 2012.
Во втором ряду - вставной том, введение в мастеведение (2014).

Второй ряд:
4. Плакат мастей, которые регистрирует Американская ассоциация заводчиков пейнтхорсов. Плакат раздавали на одном из Эквиросов во второй половине нулевых. Какая организация, уже и не вспомню, но связанная с вестерном.
5. Stollberg A. The Ultimate Guide to Horse Colors, 2017.
6. Stachurska A. Identyfikacja Koni, 2004, на польском языке.

Нижний ряд:
7. Green B.K., Dr. The Color of Horses, 2001.
8. Reissmann M., Dr. Die Farben der Pherde. Genetik. Klassifizierung. Charakteristik, 2009, на немецком языке.
9. Arriens H. Farben und Farbvererbung beim Pferd, 2016, на немецком языке.
10. Riancé R. Robes, Marques en Tête et aux Membres. Comment Identifier et Protéger Votre Cheval? 2004, на французском языке.
11. The Colors of Mice, сборник статей о мышах, 2010.

Это далеко не все книги, имеющие отношение к мастям, а только те, что есть у меня. Забыла добавить сюда еще книжку о генетике окрасов канареек, но это уже не столь важно. Время от времени буду показывать подробнее, как издается подобная литература в других странах.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#10
МАНЧАДО

Я старалась избегать на форумах тем вроде "Ваша любимая масть". Не помню, чтобы хоть раз отписывалась в такой теме, хотя чужие ответы читала с интересом.

В самом деле, какая может быть для мастеведа любимой? Есть масти массовые, есть примечательные каким-то фактом, но есть масти особенные. Я хочу сказать, что их особенность - это личностный смысл. Пожалуй, серебристые масти для меня безусловно особенные, с ними для меня связано очень многое.

Но сейчас я хочу рассказать не о серебристых мастях, а о пегости. И не потому, что пегость загадочна, непредсказуема, хотя так оно и есть. А потому, что пегость традиционно создает для заводчика проблему - если речь, конечно, идет о разведении непегой породы. А еще потому, что неисповедимы ее пути в родословных, если брать даже не подборку племенных книг, а смотреть шире, изучать древо связей между целыми породами.

Я никогда лично не изучала манчадо: такой возможности попросту не было. Достаточно долго для меня оно условно было "пятой пегостью" - после тобиано, оверо, сабино и сплешед уайт его полагалось описывать пятым пунктом как последнее из выделенного на тот момент (начало 2010-х годов). Вкратце повторю то, что нам известно к настоящему моменту о манчадо.


“Manchado” по-испански “пестрый”. Этот тип пегости наблюдается на территории Аргентины в таких породах, как чистокровная верховая, арабская, креольская и хакне.

Для манчадо характерна большая белая пежина на боку (обычно на обоих боках - в одной из заметок отдельно расскажу о симметрии пегости) с резко очерченными краями, как округлых контуров, так и немного рваных; на пежине разбросаны пятна разных размеров, окрашенных в цвет основной масти лошади.
Пятна могут быть как мелкими, похожими на чубаринки или крап, характерный для некоторых форм сабино. Но могут быть и крупные округлые/овальные пятна. Или неправильной формы - про себя я называю такие осколками.

Степени выраженности манчадо, по Споненбергу:


Слабо выраженное манчадо: пежина на верхней стороне шеи, может захватывать гриву.


Из книги Споненберга, 2017

Пежина может распространяться на шею и корпус, но обычно не затрагивает голову и ноги. Отдаленно похоже на тобиано, но для манчадо характерно отсутствие белых отметин на ногах.


Из книги Споненберга, 2017

У первой лошади лошади есть отметина на ЗЛ, у второй - большая звезда, переходящая в лысину, но они обусловлены другими факторами.
Манчадо отдельно, отметины отдельно.


Аргентинский поло-пони


Манчадо у жеребенка из фейсбука

Механизм наследования манчадо неизвестен.

Я прониклась к манчадо, когда готовила к изданию "Масти". Тогда художник Екатерина Ставровская писала коней маслом по разным референсам и моим словесным описаниям. Ни одной из фотографий, которые я разместила выше, мы тогда не видели. Был 2010 год, в сети нужных изображений почти не было.


Е. Ставровская, "Лошадь масти манчадо"

Увидев ее снятой на телефон (качество тех лет, сами понимаете) при плохом освещении, я подумала: я и не знала, что манчадо может так выглядеть. Что-то в нем есть.

После завершения проекта с иллюстрациями художник подарила эту картину мне.


Это тоже иллюстрация из мастей, фото Валерии Заноски. Жеребенок из Ейска, полуорловский. Эта странная пятнистость - по всем признакам слабо выраженное манчадо. Жеребчик потом был продан в Туву и вскоре погиб - не выдержал сурового климата, а лошади там живут на улице. У него были жеребята, но странные пятна никому из них не достались.

Можно было бы предположить, что это случайность, результат спонтанной мутации, если бы не фото из старой литературы - из книги А.С. Красникова "Экстерьер лошади":


Обратите внимание на явное сходство этой пегости с мастью аргентинского поло-пони.

Предположительный путь передачи генов (скорее всего, рецессивных), отвечающих за манчадо, сверху вниз:

1) лошади Древнего Востока
2) [арабские - вариант не обязательный, может быть боковая ветвь схемы]
3) хакне, чистокровная верховая
4) орловская, креольская (следующий этап после 3? боковая ветвь на одном уровне с 3?)
5) аргентинский поло-пони через чистокровную верховую

В большинстве поголовий указанных пород эти гены либо исчезли в результате дрейфа, либо просто встречаются столь редко, что гомозиготы не получаются никогда... почти. Либо получаются, но мы о них не знаем.

Конечно, очень странен тот факт, что манчадо распространено только в Аргентине, если верить литературе. Можно было бы списать на "эффект основателя" общеаргентинского поголовья, если бы не факт, что арабская порода к моменту заселения Южной Америки европейцами уже была сформирована, чистокровная верховая - в процессе формирования, причем формировалась не там, а в Европе. Поэтому кое-кто из западных мастеведов вообще считает, что это не генетическое явление, а что-то обусловленное внешними факторами.
Но там, на Западе, не знают об орловцах и полуорловцах манчадо.

Из отзывов на мою книгу на Амазоне меня больше всего порадовал вот этот, от читателя LJ: "I was especially intrigued by a photo of a Russian born and bred Orlov trotter foal that looked a lot like a manchado, a pattern that has historically only been documented in Argentina."

И немного древнего Египта:

Изображение датируется 1500-1300 гг. до н.э.
Лесли Катман пишет, что пегость этих лошадей (если присмотреться, там пара) не похожа ни на что, но я не согласна. Это явное манчадо: горизонтальная пежина на корпусе и шее с округлыми пятнами, есть и "осколки" помельче, переносица темная, грива полосатая, хвост, возможно. тоже, на ногах белизна - это "спускается" сверху пежина.

Поэтому я и включила в схему лошадей Древнего Востока.

Хотелось бы дожить до момента, когда будут секвенированы мутации, отвечающие за манчадо.
 

Летучая

Мастер Флуда
Место обитания
Сосны и песок
#11
Разве пегость у Кобзаря не тобиано?
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#12
Нет. Видно, что центр депигментации - область в районе лопатки или бок, а не верхняя линия. Пежина захватывает верхнюю линию где-то сильно выше холки и только узкой полосой, несмотря на то, что сама очень обширная. При этом нет депигментации от крестца. Пежина захватывает круп, но тянется туда опять же через маклок от бока.
ПП у него без отметин. Если бы тобиано было так сильно выражено, все четыре ноги были бы белые.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#14
НЕ-МАНЧАДО



Фото из 3-го издания книги Споненберга (2009). Жеребенок подписан как манчадо.

Такое оформление иллюстраций хорошо тем, что автор приводит свои аргументы, обосновывающие его идентификацию масти. Попробуем их разобрать:

Этот жеребенок предположительно демонстрирует проявление редкой пятнистости типа манчадо.
Предположительно - уверенности у автора нет.

У нее типичные для манчадо мастные пятна на белом фоне.
В принципе, да - но манчадо не единственная пегость, для которой такое возможно.

Ее легко спутать с сабино, однако на голове и ногах обычно отметины меньшего размера, чем при пегости сабино.
Это жеребенок. Видно, что отметины на ногах будут крупными, на голове - возможно, тоже (просматривается лысина). Т.е. по сути аргумент против манчадо, хотя и не единственно верный.

К тому же при этой пегости обычно более рваные (неровные, ломаные - Mrs. John) края, чем для сабино.
Если сравнивать сабино и, скажем, тобиано - да. Если сабино и манчадо - спорно.

Смущает, что мать явно вороная сабино, хотя у ее рыжего жеребенка очень мало признаков, указывающих на эту масть.
Собственно, здесь и ответ, какая пегость у жеребенка на самом деле.

В рассуждении нет главного - места расположения и ориентации пежины. Она расположена на крупе и явно распространяется вверх от чулка, неровно врезаясь в окрашенную область.
Мастные пятна есть и при многих формах сабино.

Этот пост не в упрек Споненбергу. Это 2009 год. О манчадо только начинают писать, еще почти ничего толком не известно, и опыта визуальной идентификации именно манчадо у любого мастеведа пока мало. Избежать подобных ошибок, к сожалению, вряд ли возможно.
В 4-м издании книги этой фотографии уже нет, хотя есть похожие.
Они идентифицированы как сабино.
 

Nastenok

Мастер форума
Место обитания
Rw-Base.ru
#15
Очень интересно! Поздравляю с защитой!

Вера, подскажите пожалуйста, а вот такие пятнышки на проточинах имеют отношение к генам пегости? Или это что-то другое?

Пятнышки Balue Du Rouet
 
Последнее редактирование:

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#16
Спасибо.

Когда-то, совсем недавно, считалось, что мастные пятна на фоне тобиано указывают на гомозготность лошади по аллелю To. Такую информацию можно и в моих книгах прочесть, но сейчас уже есть сведения, что это совсем не так.
Это отдельный признак, с тобиано не связанный, с другими типами пегости - тоже.
Я как-нибудь отдельно напишу о нем, он и в материалы диссертации попал.
 

Летучая

Мастер Флуда
Место обитания
Сосны и песок
#17
Я аж пошла в базу ВНИИК. Но никакого рысистого Кобзаря там нет, чтобы был именно пегий(
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#19
D.P. Sponenberg, "Equine Color Genetics"

Сегодня расскажу о книге, которая заслуживает, по моему мнению, названия основного труда по генетике мастей. Книга написана доктором ветеринарной медицины Дэном Филлипом Споненбергом, профессором Virginia-Maryland College of Veterinary Medicine. Кроме мастеведения автор также занимается проблемой сохранения малочисленных пород домашних животных.

Книга выдержала 4 издания. Самое первое, 1996 года, мне довелось держать в руках только в Центральной сельскохозяйственной библиотеке. Остальные мне уже удалось приобрести.

2003, 2009, 2017
Четвертое издание подготовлено в соавторстве с Ребеккой Беллоун, ученым-генетиком.


Фрагмент оглавления, далее по той же схеме: сперва описание фенотипов, потом механизм наследования.

Примечательно, что modifications (оттенки мастей, зональное потемнение, подласость и др.) идут сразу после базовых мастей.

Много вот таких таблиц, систематизирующих названия разных отмастков:


Здесь отмастки мастей зонарной группы. Слева обозначается базовая масть, далее добавляется вариант с зональным потемнением, затем варианты отмастков, обусловленных разными оттенками покровного волоса: темный, средний и светлый отмастки.
Приведенные здесь термины в основном разговорные.



Есть и такая схема, в ней показаны соотношения между собой разных мастей по цветам и оттенкам. Они несколько спорны, и без цветовых обозначений, хотя бы условных, для схемы, в ней ориентироваться трудно.
Понятно, что каурая по цвету пересекается с рыжей и соловой, но чем ближе к центру схемы или нижнему левому углу, тем сложнее следить за рассуждениями автора. Это интересно как демонстрация взглядов Споненберга, но не уверена, что схема что-то дает начинающим для понимания фенотипов.


Таблица-памятка с указанием генотипов мастей


Иллюстрации из 2-го издания. В третьем они тоже есть.
По порядку: гнедая, темно-красно-гнедая, "дикая" золотисто-гнедая, "дикая" светло-золотисто-гнедая с подласостью, темно-гнедая, караковая.
Цветопередача иллюстраций такая, как на фото. Т.е. не очень.


Иллюстрации из 3-го издания. Помню, как только получила книгу, я сразу полезла смотреть именно эти фотографии.
По порядку: классическая шампанская, янтарная шампанская, янтарная шампанская (фрагмент), золотая шампанская (разные отмастки).


По порядку: пастельная, пастельная (темный, фрагмент), осветленная вороная у арабской лошади.

Такое представление иллюстраций мне понравилось, и я использовала его в своей книге.

В 4-м издании многое изменилось: добавились рисованные схемы мутаций и влияния аллелей на масть.

Ген Dun: аллели Dn+, nd1 и nd2


Действие аллелей генов MC1R (Extension) и ASIP (Agouti)

Иллюстрации уже не в отдельной вкладке, а включены в текст в разных местах.


По порядку: гнедая, рыжая, саврасый жеребенок, гнедо-пегая сабино
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#20
РЫЖЕНЬКИЙ ПАКЕТ

- А пакет вам нужен? У нас такой, рыженький.

Я согласилась. Это было в магазине Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, куда я пошла на выставку, посвященную 150-летию винного дома Абрау-Дюрсо.

С фразой не все так просто. Дело в том, что на самом деле пакет - оранжевый. Спектрально этот цвет ничем не отличается от рыжего, но есть существенные различия в т.н. сфере денотации - проще говоря, в том, что принято обозначать таким термином.

Оранжевый - для русской картины мира цвет проблемный. Когда-то я проводила опросы носителей русского языка об эталонах цветов радуги. Так или иначе эталоны назвали для всех цветов - но именно с оранжевым и фиолетовым несколько человек признались, что не могут ничего с ходу придумать, не идут ассоциации, и все.

Это нормально, потому что сфера денотации для оранжевого - прежде всего артефакты (так в научных текстах обозначаются рукотворные предметы), из растений - плоды цитрусовых (апельсины, мандарины) и садовые типа ноготков, реже закат.
В моем опросе носители русского ожидаемо указывали апельсины-мандарины и, реже, артефакты.
Собственно, сфера денотации определяется лингвистами по результатам таких же опросов и анализу текстов.

Рыжий - спектрально такой же цвет - это цвет волос и шерсти, грибов (рыжики, лисички), почвы (глина, краснозем). Иногда используется применительно к артефактам, но с оговорками:
а) для обозначения изменения цвета от старости и износа - порыжелые сапоги, мех;
б) как устойчивое - рыжий самовар;
в) такие вещи, как, например, рыжая шапка - которая из меха, а мех из животного. Т.е. рыжий предмет по происхождению своему.

Так сложилось, что в русском языке появились, закрепились и остались в числе широкоупотребительных 2 цветообозначения с одинаковым смыслом, но разными сферами применения. Это получилось не сразу: слово "рыжий" имеет общеславянское происхождение (праслав. rydjь), а "оранжевый" - заимствованное во второй половине XVIII века. В нашей полосе изначально не было оранжевых объектов - только рыжие, см. выше, что именно.

"Оранжевый" пришел сложным путем: через французский (orange), причем в европейских языках это заимствование из перс.-араб. naranj. Возможно, родина этого слова - Индия: narangas - др.-инд. "апельсиновое дерево".

От этого же корня происходит название "нарындж", которое сейчас используется в иппологической литературе. Это отмасток рыжей масти, характерный для лошадей восточного корня - карабахских, донских, буденновских, кустанайских: светло-рыжий покровный волос и очень темный, почти черный защитный.
Донские и буденновские лошади такого отмастка регистрируются как светло-бурые, что семантически оксюморон (сочетание несочетаемого) - но термин устойчивый, об условности которого всем известно.


Дончак
Фото из книги "Донская лошадь" М. Киборт, А. Николаевой


Традиционное описание рыжей масти апеллирует, кстати, в т.ч. к цвету апельсина.

В общем, называть пакет рыженьким неправильно, но... для русского человека естественно.
 
Сверху Снизу