Записки мастеведа

Летучая

Мастер Флуда
Место обитания
Сосны и песок
#23
То есть лошадь такого цвета круглый год?
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#25
ЦВЕТ В РИСУНКЕ

На этот пост меня вдохновило посещение выставки "От Дюрера до Матисса" в ГМИИ им. Пушкина. Выставка посвящена различным школам и техникам рисунка за период с XV по середину XX вв. и сделана на основе собственного собрания графики музея, посторонних экспонатов нет.

Писать о графике сложно, потому что сложно сформировать к ней отношение. Широкие круги любителей изобразительного искусства очень мало ее знают. Произведения хрупкие (бумага, пергамен), материалы либо осыпаются и смазываются (частички мела, угля, пастели, густые мазки гуаши), либо выцветают на свету (чернила, тушь, гуашь, акварель). Поэтому в постоянных экспозициях музеев графики либо нет, либо экспонаты меняются (кажется, каждые 3 месяца), а в залах обычно приглушенный свет.

Рисунок - это более сложное подражание реальности, потому что средства очень лаконичные, и результат их применения еще дальше от фотографии, чем живопись. Цвет в графике - особая тема. Как правило, это либо монохром, либо очень ограниченная цветовая гамма. Принцип - сведение наблюдаемого в жизни разнообразия цветов к ограниченной гамме, которая, однако, еще и должна передавать светотень, иначе изображение "просядет", глаз не будет правильно считывать, что ближе, что дальше, и изображение будет трудно идентифицировать с понятными нам объектами.

В общем, цвет в графике - это не про оттенки и богатство палитры, а про светотень.

Самая распространенная, всем со школы знакомая техника - карандаш, которым делается линейный рисунок, а тон набирается за счет разного рода штриховок. По тому же принципу делается рисунок углем или цветным мелом.

Гвидо Рени, два этюда мула, 1603–1604 гг.
Черный мел на голубой выцветшей бумаге


Альтернатива черным или серым линиям - сангина, красно-кирпичный материал типа мела.

Пармиджанино (Франческо Маццола). Этюды голов, 1525-1527 гг.
Сангина


Сангину иногда сочетают с "серыми" материалами, особенно для прорисовки человеческого тела:

Петер Пауль Рубенс, "Образ Мадонны, несомый ангелами (Мадонна делла Валличелла)", эскиз для алтарной композиции, 1608 г.
Сангина, черный и белый мел


Кроме штриховок бывают и размывка водой или растушевка, если материал сыпучий:

Ян Йозеф Ван Гойен, "Ярмарка в деревне", 1653 г.
Черный мел, кисть серым тоном; рамка чернилами


Серый тон здесь - это размывка черного мела водой, и штрихи частично исчезли.

В рисунке важен цвет бумаги. Белой почти нет, особенно в старинных экспонатах: бескислотную бумагу стали делать сравнительно недавно, а до этого она ожидаемо желтела. (Интересно, в какую сторону меняется цвет синей бумаги?) С другой стороны, бумага, цветная изначально, для художника удобнее тем, что сама по себе дает условно средний тон. Дальше остается лишь сделать тени более темным, чем бумага, материалом, а свет и блики - белилами.

Николаус Александр Майр фон Ландсхут, "Апостол Симон Зилот", 1496 г.
Кисть черным тоном, белила на бумаге, тонированной зеленым



Лелио Орси. Эскиз фриза с фигурами двух обнаженных мужчин-теламонов, поддерживающих гирлянду фруктов, между 1546 и 1554 гг.
Перо и кисть коричневым тоном, белила (частичное окисление), на бумаге коричневого тона; расчерчен на квадраты черным мелом; отдельные контуры продавлены металлическим штифтом


Вот очень сложная техника:

Николас Питерс Берхем, "Озаренный солнцем итальянский пейзаж с путниками и пастухом", около 1657 г.
Кисть коричневым и серым тонами по наброску черным мелом; рамка чернилами. По контурам продавленные линии для перевода в гравюру


Здесь смысл в том, что в одном рисунке сочетаются мазки и теплого, и холодного цветов. Если вы учились скетчингу маркерами, вы знаете, что тоновую линейку серых (холодных, теплых или нейтральных) маркеров лучше брать всю одного производителя, т.к. у разных производителей тепло-холодность серых цветов может заметно различаться. А как же такая техника, как здесь? У Берхема все, что в глубокой тени, тонировано серым (холодным), а объекты, на которые в тени падают отсветы от ближайших предметов, тонированы коричневым (теплым).

Бывает и такое сочетание материалов:

Франсуа Буше, "Спящая молодая женщина", около 1758-1760 гг.
Черный и белый мел, сангина, пастель на коричневатой бумаге


Здесь пастелью добавлен голубой цвет, при смешении с черным мелом он дает серо-синий.


Поль Элле, "Женщина, облокотившаяся на перила", конец 1890-х гг.
Уголь, сангина, мел на бежевой бумаге


Вроде полтора штриха на бумаге, но изображение есть, со всеми деталями, какие нужны - а каких нет, без тех можно обойтись, их мозг достраивает уже сам за счет константности восприятия. И бумага обязательно тонированная, всего получается 4 тона - блик (мел), свет (бумага), полусвет и полутень (сангина), полутень и тень (уголь).

И один из моих любимых художников:

Каспар Давид Фридрих, "Гроб на краю могилы", вторая половина 1830-х гг.
Кисть сепией, графитный карандаш


Сепия - это изначально чернила, сделанные из каракатицы, дают характерный серо-коричневый цвет. В наше время сепия, соответственно, это все, что такой цвет имитирует, т.е. не только чернила, но и акварель, и карандаши, и фильтр фотошопа.

А в мастеведении с сепией традиционно сравнивают выгоревшую серебристо-вороную масть:

Беспородная Жасмин с жеребенком
Фото Дианы Галуновой


Зачем все это мастеведу? Навык видения условности светотени помогает сформировать особый тип зрительного восприятия, четко отличать чуть более светлый от чуть более темного, даже если это совершенно разные цвета. Это не так просто, как может показаться. У художников есть упражнение: сделать произвольные полосы разных цветов и разной светлоты, к каждой из них нарисовать соответствующие полосы черным или сепией. Затем сфотографировать и перевести фото в монохром, чтобы проверить, насколько вы попадаете в "светлый - темный". Такой навык пригодится не только в том случае, если вы художник-любитель, но и научит с определенной точностью распознавать масть лошади на черно-белой фотографии.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#26

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#28
СИВЫЙ МЕРИН

Мне задали вопрос: "Если бы Вас, как конника в целом и мастеведа в частности, попросили объяснить выражение "Врет как сивый мерин" не коннику, что бы Вы сказали?
Наткнулась на совершенно дурацкую заметку, которую писал явно далекий от лошадей человек. Там и мерин "прет" завсегда сильнее жеребца, и "кобылкам он ржет, хотя взамен ничего предложить не может" и прочая ерунда".


Когда говорят "сивый мерин", в любом случае речь идет о старой лошади, у которой либо наследственная седина, склонная увеличиваться с возрастом, либо седина от очень солидного возраста, когда лошади сильно за двадцать. Такая седина обычно возникает на тех частях головы, где под кожей хорошо прощупываются кости.

Сложнее сказать, почему здесь вообще лошадь врет. Но это уже область не мастеведения, а фразеологии. К сожалению, этимологию далеко не всех фразеологизмов можно расшифровать. Например, в школе учат, что "бить баклуши", т.е. бездельничать, происходит от изготовления болванок, в результате которого получается полуфабрикат, а не конечный продукт. Однако моя преподаватель фразеологии Кира Николаевна Дубровина (автор книги "Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре" и Энциклопедического словаря библейских фразеологизмов) говорила, что совершенно напрасно исследователи приравнивают изготовление полуфабриката к безделью. Вообще-то это тоже работа. Однако некоторые исследователи, вместо того чтобы признать, что задача невыполнима и чего-то мы никогда не узнаем, предпочитают сказать хоть что-то, лишь бы сказать. Это общечеловеческое: не нашел ответа, не знаешь - ты вроде как плохой филолог.
Это все от непонимания, что наука - это не поиск клада, и нуль в ответе - это тоже результат.

Мне больше нравится один из вариантов, указанный в статье фразеологического словаря с сайта справочной службы русского языка Белгородской научной библиотеки: "1. ... Глагол "врать" имел в прошлом иное значение - "говорить вздор, пустословить; болтать". Сивый мерин здесь - поседевший от долгой работы жеребец, а переносно - мужчина, который уже заговаривается от старости и несет докучливый вздор."
Мне тоже кажется, что мерин здесь вообще метафора, и речь идет о человеке.

Если это человек (старый), то надо понимать, что в народных представлениях мерин - это ущербная лошадь. Это общее место, наверное, для многих народов. Вот что говорит Ветхий Завет: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" (Втор 23:1).
"И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, <...>
ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их." (Лев 21:16-23).

Это о людях. А вот о животных: "И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, [или в праздники ваши,] из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; <...>
животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего" (Лев 22:21-24).

В общем, и мерин как настоящая лошадь, и мерин как метафора мужчины означает кого-то не очень качественного. Лучших жеребцов все-таки стараются использовать в разведении. Представьте себе, что такое существо, которое в молодости, видимо, было не очень умным, еще и старое... Конечно, сивый мерин будет заговариваться, кем бы он ни был.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#29
Когда-то очень давно я написала статью, которая в итоге не пошла в печать. Поскольку тема имеет отношение к мастям - масти коней Апокалипсиса, размещу ее здесь в сокращенном варианте.

Четыре Всадника

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
… И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.


Откровение от Иоанна Богослова, 6:1-8.

Откровение апостола Иоанна (по-гречески Апокалипсис) — пожалуй, самый необычный из текстов, составляющих Библию. Созданные Иоанном Богословом причудливые и грозные образы по сей день не дают покоя читателям. Наверное, самыми популярными и в то же время самыми сложными для интерпретации персонажами стоит назвать Четырех Всадников. Их изображали художники (достаточно вспомнить гравюру Альбрехта Дюрера или полотно В.М. Васнецова), о них пели рок-музыканты (группы Metallica, АлисА и другие), они играли важную роль и в литературных произведениях (Казимира Лютц-Гаевская, роман «Пятый всадник»). Сегодня мы расскажем о значении этого образа в Откровении.

Самая суть

Образы Всадников — это не просто перечисление выпадающих на долю человечества испытаний. Для их анализа нужно отталкиваться от мастей лошадей. Для начала выясним, какой масти последний конь: если окрасы первых трех не вызывают вопросов у современного читателя-конника (белый — скорее всего, светло-серая масть, красный — рыжая), то с конем бледным все сложнее.
«Бледный» в русском языке — не название цвета, а термин-модификатор, обозначающий ослабление окраски, причем практически любой. В старейшем из дошедших до нас списков Откровения, написанном по-древнегречески, масть четвертого коня называется «хлорос». Это слово означало желто-зеленый цвет, с его помощью обычно описывали растительность. Было и переносное значение этого слова: так называли страх. У Гомера в «Одиссее» можно найти строчку: «…и были все ужасом схвачены бледным», в котором используется именно слово «хлорос». Впрочем, упоминание (бледно-)зеленого цвета как указания на негативные чувства нельзя считать чем-то оригинальным, характерным только для древнегреческого языка: достаточно вспомнить бытующие в русском выражения «позеленеть от досады / злости».
Желто-зеленый окрас лошади вряд ли можно назвать естественным. Поэтому приходится считать, что масти трех коней нам известны, в то время как о последнем мы знаем лишь, что он, возможно, имеет приглушенный, «бледный» окрас.
Число четыре в сочетании с определенным набором цветов (красный, черный, белый и «бледный») не впервые встречается в древней символике Ближнего Востока. Перед нами – традиционная для многих народов цветовая гамма, обозначающая стороны света.

Герои романа Умберто Эко «Имя розы», средневековые монахи, попадают в библиотеку-лабиринт. Над каждым проходом в нем выбита цитата из Апокалипсиса. В русском издании книги надпись “Equus albus” переведена как «конь бледный», что неверно: “albus” по-латыни означает «белый», в то время как «бледный» в латинских переводах Откровения называется “pallidus”. Таким образом, герои Эко находят надпись, в которой на самом деле подразумевается первый конь из четверки, а не последний.

На все четыре стороны

Почему сторон света всегда четыре? Ведь горизонт, если оглядеться, покажется кругом, на котором теоретически может быть сколько угодно точек отсчета. Однако люди древности руководствовались следующим: на востоке встают солнце и луна, на западе они заходят, в южной части неба они находятся в зените, а север — часть небосвода, по которой никогда не проходят светила. Это верно для северного полушария, а в южном светила движутся по северной части неба.
В ветхозаветной «Книге пророка Захарии» (VI век до н.э.) описано видение, явившееся пророку. Это были четыре колесницы: первая была запряжена красными конями, вторая — черными, третья — белыми, а четвертая — «пестрыми» (т.е., видимо, пегими). Здесь та же гамма мастей, что и у коней из Апокалипсиса, кроме одного: мы тоже не знаем точную масть лошадей, запряженных в четвертую колесницу, — являются они вороно-, гнедо- или рыже-пегими. Нам известен лишь «рисунок» покровного волоса — почти как в случае с конем бледным. Пораженный, пророк спрашивает у Ангела, что означают эти колесницы. «И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред господином всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной, и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной» (Зах 6:5-6).
Нет сомнения, что духи небесные — это ветры, поскольку лошадь издревле ассоциировалась с вихрями как проявлением воздушной стихии. И хотя перечисление того, куда именно идут духи-кони, в «Книге Захарии» не завершено, понятно, что белые идут либо к востоку, либо к западу, а пегие, вслед за всеми остальными, — к оставшейся части горизонта.
Итак, в мифологии Ближнего Востока задолго до написания Апокалипсиса существовало обозначение четырех частей света лошадьми определенных мастей. Вспомним также, что в приведенной в начале статьи цитате каждого Всадника повествователю по очереди представляют четыре животных, сидящих у Господня престола. Это лев, телец, орел и человек — символы, ставшие в христианстве эмблемами Евангелистов, однако задолго до этого на Востоке они обозначали стороны света. Сейчас мы не будем останавливаться на этом вопросе, а для интересующихся рекомендуем книгу А.В. Подосинова «Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение».
Следовательно, Всадники Апокалипсиса и их кони символизируют стороны света — это подтверждается и словами автора о Всаднике на бледном коне «и дана ему власть над четвертою частью земли». Поскольку все эти персонажи равны, логично предположить, что и остальные Всадники поровну делят между собой оставшиеся три четверти мира.
Определить, кто из Всадников какой частью земли и неба владеет, непросто, так как даже в традиционной цветовой символике сторон света нет единства. Обычно красный цвет (и рыжая масть) как цвет огня ассоциируется с югом, с зенитом и солнечным жаром, а белый — с востоком, с первыми лучами солнца. Черный часто обозначает север — самую «темную» часть небосвода, где никогда не появляются ни солнце, ни луна. Всадника на «бледном» коне исследователи считают олицетворением запада: в Откровении сказано, что за ним следует ад. В христианской традиции запад связан с пришествием Антихриста — в противоположность второму пришествию Христа, которое ожидается с востока.
Три цвета — белый, черный и красный — являются самыми древними, которые любые народы мира начинали выделять и обозначать отдельными терминами. Четвертый же цвет в системах символов сторон света был разным — обычно синим, желтым, голубым, «бледным» (то есть желто-зеленым)… Интересно, что в древнеиндийских сутрах упоминаются аналогичные Всадникам разномастные коровы, четвертая из которых — «прекрасно сложенная», то есть точный окрас четвертого животного опять неизвестен.

На разные языки масть четвертого коня переводится неодинаково. Так, по-английски это звучит как “pale” (бледный) либо “ashen” (пепельный или мертвенно-бледный), по-польски — “płowy” (серовато-желтый), по-итальянски — “verde” (зеленый, а также бледный), по-португальски — “baio”, т.е. “гнедой”, с примечанием, что подразумевается цвет “amarelo-esverdeado” (желто-зеленый).

Первым читателям Откровения было понятно, что означает слово «хлорос» и как его надо понимать в данном случае. А как с читателями современными? Мы провели опрос, чтобы выяснить, каким современные конники представляют себе четвертого коня. Многие участники называли несколько вариантов, каждый из них мы учитывали отдельно, поэтому сумма процентов больше ста.
Большинство (28%) указали изабелловую масть, по 20% приходится на светло-серую и фантастический бледно-зеленый цвет, по 9% конников представляют себе этого коня бесцветным призраком или соловым, по 6,5% голосов отдано в пользу коня вороного, вымышленного красноглазого альбиноса или коня-скелета, по 4% читателей назвали белорожденного, мышастого и в седине коня. Замыкают список (по 2%) такие варианты, как голубоватый, чалый, светло-рыжий и лысый.


Во вложении "Всадники Апокалипсиса" Васнецова
 

Вложения

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#30
КРАСНАЯ ЛОШАДЬ МАРТИРОСА САРЬЯНА

Выражая солидарность с армянским народом в связи с войной в Нагорном Карабахе, эту записку я посвящаю одному из самых выдающихся художников-колористов - Мартиросу Сарьяну (1880-1972).

Не могу сказать, что я хорошо знаю его творчество. О Сарьяне я услышала когда-то давно, краем глаза посмотрев одну передачу, после которой запомнила фамилию художника и фрукты с синими контурами.

Если вы не знакомы с картинами Сарьяна, лучше не пытайтесь сейчас ничего гуглить. Мой небольшой опыт поиска картинок показывает, что все эти репродукции безбожно перевирают цвета, а некоторые вообще вырвиглаз. Хуже того, многие оттенки фотография съедает даже количественно. Кто хоть раз сам фотографировал масляные полотна, знает, что такое иногда случается.

Сарьяна в подлиннике я увидела только в начале этого года. Проходя через последний зал Государственного музея Востока, где выставлена живопись, я издали заметила яркие, многоцветные пятна на стене, выделявшиеся среди других. Да, на определенном расстоянии я не вижу ничего, кроме пятен. Подойдя поближе, я удовлетворенно заметила про себя: ну да, это же Сарьян.

На некоторых сайтах его обозначают как представителя наивного примитивизма - не верьте. Какое наивное искусство, когда художник отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кстати, ультрамариновые контуры у ярких фруктов - это нормально (см. круг Иттена).

Когда я писала отчет о посещении Музея Востока и искала иллюстрации, я нашла картину, по композиции похожую на ту, что висит в музее:


Она называется "Красная лошадь" (1919) и находится в какой-то частной коллекции в Москве. Собственно, от той, музейной, она отличается наличием лошади.

Вроде ничего такого, но Сарьян допустил здесь одну цветовую деталь:


Ноги лошади такого же рыжего цвета, как и корпус, несмотря на черные гриву и хвост.

Покажу на живых примерах, как это бывает:


Лошадь справа обычной гнедой масти, и ноги ее черные, как и защитный волос.
У лошади слева такие же рыжие ноги, как и у лошади Сарьяна. У нее темные грива и хвост - не такие темные, как на полотне, но это уже связано с особенностями доступных фотоматериалов.

Иногда масть является бесспорным и очевидным, с учетом других известных факторов (прежде всего региона), указанием на определенную породу.
Иногда она может заключать с себе идею более серьезную, чем пятно цвета или зоотехнический факт.

Порода лошади, изображенной на картине Сарьяна, - карабахская.


Карабахская лошадь

Фото из Интернета
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#31
Эквироса не будет: в павильоне, где он обычно проходил, открыли ковидный госпиталь. Вчера мама выписалась из больницы (хирургия) и рассказала, что у них в отделении еще остались на дверях надписи красным маркером "кухня для красной зоны". Вчера же у сына начались досрочные и длинные (2 недели) каникулы. Что будет с учебой через 2 недели, неизвестно.

Подписалась на участие в психологическом исследовании эмоционального состояния больных РАС во время пандемии.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#33
ГЕН KIT: АЛЛЕЛИ И ФЕНОТИПЫ

Ген KIT, расположенный в 3-й хромосоме лошади, очень мутабилен. Нарушение его функции приводит к нарушению пигментации лошади, но аллелей было выявлено много, и проявления их очень разнообразны. К слову, в "Генетике лошади", которая вышла в 2017 году, история эта заканчивается на аллеле W21 с пометкой "в процессе исследования" + один приватный аллель, а сейчас аллелей, обозначенных W, уже 28 - но мы рассмотрим не только их.

W1 - обнаружен во фрайбергской породе у лошадей, происходящих от кобылы Cigale 1957 г.р. Проявления различны: от чисто белой масти до масти с пигментацией вдоль верхней линии, которая исчезает с возрастом, хотя лошадь не серая.

Жеребенок W1/N


и он же во взрослом возрасте. Аллеля G нет, т.е. не серый.

Аллель W1 предположительно летален в гомозиготном состоянии.

W2 - встречается у чистокровных верховых, чья родословная восходит к жеребцу KY Colonel 1946 г.р., рыжему с крупными белыми отметинами.

Кобыла Patchen Beauty, праправнучка KY Colonel'а по материнской линии, W2/N.
Сын KY Colonel'а War Colors был зарегистрирован чалым (roan), т.к. у него была пигментация, которая затем исчезла.

W3 - обнаружен у арабов, потомков жеребца R Khasper'а 1996 г.р., белого с остаточной пигментацией в виде гречки. Генетически он был гнедым.

Арабский R Khasper, Ee AA W3/N, 1996 г.р.

В отличие от серой масти, гречка здесь расположена неравномерно, с тенденцией концентрироваться поближе к верхней линии.


Его сын Khokopelli (R Khasper x Toirrific Star), W3/N, с большей пигментацией.
Такая же пигментация характерна и для других носителей этого аллеля. У некоторых носителей также сорочьи глаза.

Аллель W3 предположительно летален в гомозиготном состоянии.

W4 - фирменный аллель породы камарильо. Носители, как правило, белоснежные.

W4/N, обратите внимание на мизерную остаточную пигментацию в уголке глаза и на верхнем веке.
Глаза чаще всего темные.
Основателем породы был белый жеребец Sultan 1912 г.р.

Аллель W4 предположительно летален в гомозиготном состоянии, поэтому в породе есть цветные лошади для подбора к белым.

W5 - обнаружен у чистокровных верховых, потомков жеребца Puchilingui 1984 г.р. с выраженной пигментацией, по которой отчетливо видно, что он генетически гнедой.

Puchilingui (Native Royalty x Carolinaway), W5/N
По сути, это уже не белая, а пегая масть типа сабино, даже с "чалостью".

W6 - обнаружен у чистокровной верховой кобылы Marumatsu Live 2004 г.р., родившейся от непегих родителей. Пегость типа сабино с "чалостью":



W7 - обнаружен у чистокровной верховой кобылы Turf Club 2005 г.р., белой с остаточной пигментацией, генетически рыжей:

Turf Club, W7/N

Вроде мы такое уже видели, но...
Ее дочь Passionforfashion - уже белая, глаза темные, с жеребенком Lucky Pulpit:

Теперь Lucky Pulpit во взрослом возрасте:


Обратите внимание на специфическую пигментацию. Вроде мы тоже видели такое у носителей W1, W5, например - но нет, очень странные темно-рыжие пятнышки, крупные, на боку, возле маклока и локтя. Плюс крапинки на губах. Тот редкий случай, когда разновидность сабино можно спутать с... чубарой мастью, гомозиготной по Lp, малопятнистой с легкой мраморностью. На самом деле есть нюанс: очень светлая голова при цветной челке за счет "фонаря", что у чубарых лошадей не встречается.

W8 - обнаружен у исландской кобылы Pokkadis vom Rosenhof, пегой типа сабино с "чалостью" и сорочьими глазами. Возможно, она гнедо-пегая, т.к. уши окантованы:

Pokkadis vom Rosenhof, W8/N
У обоих глаза с окантовкой.

W9 - обнаружен у голштинского жеребенка, полностью белого, родившегося от небелых родителей.


W10 - присутствует в генофонде породы квотерхорс у потомков GQ Santana 2000 г.р.

Квотерхорс GQ Santana, W10/N
Белая масть с обширной остаточной пигментацией на коже.

Фенотипы очень разные, см. фото с полностью белой лошадью. Есть и умеренно пегие типа сабино.

W11 - выявлен у южногерманских тяжеловозов, происходящих от Schimmel'а. Масть белая с остаточной пигментацией.

Южногерманский тяжеловоз Schimmel, W11/N

W12 - обнаружен у одного чистокровного верхового жеребенка, пегого типа сабино, родившегося и павшего в 2010 году. Высказывались предположения о том, что эта мутация определила нарушения в работе сердца.


W13 - выявлен в семействе помесей квотерхорсов с перуанским пасо. Определяет белую масть. Предположительно, был унаследован от родителя-квотерхорса, однако также обнаружен у одной лошади, родившейся от американской белой (American white horse), не имеющей предков-квотерхорсов.

Помесь квотерхорс + перуанский пасо, W13/N

W14 - выявлен у чистокровных верховых японского разведения.

На фото кобыла Shirayukihime, белая, глаза темные, и ее дочь Buchiko, белая с остаточной пигментацией:


W15 - обнаружен у арабских лошадей, происходящих от Khartoon Khlassic 1996 г.р., гнедо-пегого типа сабино:

W15/N
В гомозиготном состоянии дает белую масть.

W16 - обнаружен у трех ольденбургов с выраженной пегостью типа сабино, есть "чалость":

Ольденбург, W16/N
Первым носителем мутации считается Celene 2003 г.р.

W17 - выявлен у кобылы японского тяжеловоза Hakubahime (какая-то принцесса) белой масти с полной гетерохромией. На фото она участвует в японских скачках для тяжеловозов в полозном приборе:


W18 - обнаружен у гнедо-пегой типа сабино швейцарской полукровной кобылы Colorina von Hoff:

Colorina von Hof 2009 г.р., (Chevalier von Hof x Carina (Calando II)), W18/N

W19 - имеется у арабских лошадей. Проявления различны, от пегости типа сабино до почти белой масти с остаточной пигментацией. Первым носителем считается кобыла Fantasia Vu, отметистая, с весьма небольшой "чалой" пежиной:

Арабская Fantasia Vu, предположительно W19/N

Ее сын HAAP Snowy River:

HAAP Snowy River, сын Fantasia Vu, W19/N

W20 - очень распространенный аллель. Отвечает за простые белые отметины на ногах и голове.
Обнаружен у чистокровных верховых, немецких райт-пони, немецких полукровных, фрайбергских лошадей, ольденбургов, ганноверанов, уэльских пони, квотерхорсов, пейнтхорсов, аппалуз, норикеров, тинкеров, торийцев, морганов, клейдесдалей, марвари, южногерманских тяжеловозов, перуанских пасо, камарильо и даже у одной вятки (Белоусова Н.Ф.).
Не обнаружен, однако, у владимирцев (Сорокин С.И.), советских, русских и литовских тяжеловозов (Курская В.А.).
В гомозиготном состоянии дает чуть большие по размеру отметины, чем в гетерозиготном, но разница на глаз не очевидна:


Важно! При сочетании с аллелями W5 и W22 дает белую масть.

W21 - выявлен у исландских лошадей, дает пегость типа сабино.

Жеребец Ellert frá Baldurshaga, W21/N

W22 - предположительно возник в результате спонтанной мутации у чистокровной верховой Not Quite White (досл. Не-Совсем-Белая), см. ее фото с матерью:


Ее сын Airdrie Apache, пегий типа сабино.

Важно! При сочетании с аллелем W20 дает белую масть.

W23 - предположительно, первым носителем мутации был белый арабский жеребец Boomori Simply Stunning. Он дал двух белых жеребят - Meadowview Ivory и Just A Dream.

Фото из книги Дж. Гоуэр "Horse Color Expained" (1999)
Белый Just A Dream, глаза темные.
На настоящий момент у линии не осталось продолжателей.

W24 - выявлена у белой итальянской рысистой кобылы Via Lattea 2004 г.р. К слову, итальянские рысаки выведены с использованием русских рысаков.

Итальянский рысак Via Lattea, W24/N
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#34
W25 - обнаружена у чистокровной верховой кобылы Laughyoumay, белой масти с остаточной пигментацией.

На фото она с белым жеребенком.
Один из ее жеребят белый с сорочьими глазами, также носитель аллеля Ov гена EDNRB, отвечающего за пегость типа фрейм оверо. Другой жеребенок был белым с остаточной пигментацией на ушах.

W26 - произошла у чистокровной верховой кобылы Marbrowell 1997 г.р., гнедо-пегой типа сабино с крупными отметинами и выраженной "чалостью":


W27 - обнаружена у чистокровных верховых лошадей. Предположительно произошла у чистокровной верховой кобылы Milady Fair 1960 г.р., давшей одну белую кобылку Glacial. Glacial в свою очередь дала белого жеребчика Khaleben'а, который использовался как производитель и дал в том числе трех белых жеребят. Самым известным среди них стал Colourful Gambler, работавший как на чистокровных матках, так и на кобылах породы пейнтхорс. Именно он передал пейнтхорсам аллель W27. Он белый с остаточной пигментацией:

Фото из книги Дж. Гоуэр.

W28 - выявлена у немецкого райтпони, гнедо-пегого типа сабино с выраженными крапинками:


Это вся серия аллелей, обозначенных W, которые выявлены на настоящий день. Но это еще не все. Остальные аллели гена KIT рассмотрим в следующий раз.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#35
Sabino-1 - мутация, которая в гетерозиготном состоянии дает пегость типа сабино, иногда обычные белые отметины, не слишком большие, в гомозиготном - белую масть, иногда с остаточной пигментацией.
Мутация выявлена у американских миниатюрных лошадей, квотерхорсов, пейнтхорсов, теннессийцев, миссурийских фокстроттеров, мустангов, тинкеров, норикеров, гафлингеров, шетлендских пони, ацтекских лошадей.



На фото кобыла Sb1/N с крупными отметинами и ее белый жеребенок Sb1/Sb1.


Лошади с минимальным проявлением пегости типа сабино: кобыла породы норикер (также носитель Sw2 - это ген PAX3, отвечающий за пегость типа сплешед уайт), гафлингский жеребец. У обоих небольшие отметины.


Американский миниатюрный жеребец, караково-пегий типа товеро (3 типа пегости одновременно): Ee AtAt O/N Sb1/N SW1/N

Мутация называется Sabino-1, а не Wn+1, потому что именно она стала первой прочитанной мутацией гена KIT, отвечающей за пегость типа сабино. В начале изучения гена предполагалось, что следующие обнаруженные мутации будут также контролировать отметины и пегость... Но оказалось, что между пегой и белой мастями грань очень зыбкая. Поэтому логичнее было обозначать следующие мутации как White, а Sabino-1 сохранил свое устоявшееся название.

Rn (n+1) - мутации, отвечающие за чалую масть. Печатные работы, в которых описаны конкретные мутации, были опубликованы достаточно поздно - только в 2020 году. Одна работа сделана на материале исландских лошадей, другая - на материале норикеров. Речь идет, однако, о двух разных мутациях, определяющих одинаковые фенотипы. Их может быть еще больше.

Гнедо-чалый исландец


Вороно-чалый норикер - в породе это отдельная линия.

p.H40Q - приватный аллель. Он не получил особого номера, т.к. был выявлен у пейнтхорса, гомозиготного по Sw1 гена MITF, почти полностью белого, за исключением гривы и верхней части шеи. На фоне этих аллелей совершенно непонятно, каково реальное влияние выделенного приватного аллеля на фенотип лошади.

Sw1/Sw1 p.H40Q/N

Итак, в гене KIT у лошади к настоящему моменту прочитано 32 мутации.

Существуют коммерческие тесты на следующие аллели: W3 (арабы), W5 (чк), W10 (квотерхорсы), W13 (помеси американских пород?), W20 (разные), W22 (чк), Sb1 (разные) и Rn (тест определяет только гомо- и гетерозиготность). Почему именно на эти? Потому что они самые распространенные и актуальные для современных заводчиков.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#36
Сегодня выступила на онлайн-конференции для профессорско-преподавательского состава в Тимирязевке с докладом "Бронзовость как признак, влияющий на идентификацию чубарой масти у аппалуза-пони".
В этом году коневодам не выделяли секцию - о лошадях всего 5 докладов, в т.ч. один от докторанта из Казахстана, об адайском отродье лошадей. Еще какой-то загадочный доклад "Овцы и козы в мире геральдики" (что, и так можно?), но я его не дождалась.

Видела заведующего кафедрой коневодства и Рябову, регистратора русских верховых.

В этот раз подключиться удалось (не удалось в ноябре на конференции в СПбГУ). У меня нет камеры, микрофон только в наушниках, но все, что есть, работает. Сложно было следить за ходом конференции, параллельно делая с ребенком уроки и отбиваясь от вопросов "Ну когда уже мультики?".

Да, и фраза "заболел нехорошей болезнью" теперь имеет другой смысл, чем раньше.

На днях выловила из супа луковицу, утыканную головками гвоздики, - сын сказал, "бактерия коронавируса".
 

Delen

Мастер форума
Место обитания
Самарская область
#38
Не про масти, надеюсь не полетят тапки :ROFLMAO:

Hakubahime (какая-то принцесса)
白馬姫 (hakubahime)

白馬 (hakuba) - белая лошадь. По одиночке идет "кунным" (японским) чтением как 白 (shiro ) и 馬 (uma), но в сочетании идет под "онным" (китайским) чтением "haku" и "ba".

Также 白馬 (hakuba) - это курортный поселок у подножия гор с горячими источниками.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#39
Не полетят. Я когда-то изучала корейский, поэтому кое-какие иероглифы и принцип их использования в некитайских языках я понимаю. Языки вообще люблю. Спасибо.
 

Mrs. John

Разрядник
Место обитания
Москва
#40
И у нас новая мутация в гене KIT:



Печатная работа, в которой описывается эта мутация, вышла совсем недавно - в октябре 2020 года в журнале Animal Genetics, называется "De novo mutation of KIT causes extensive coat white patterning in a family of Berber horses" - "Мутация de novo в гене KIT вызвала выраженную пегость в семействе берберийских лошадей".

W30 - мутация произошла у жеребца Aghilasse берберийской породы из Марокко, ее он передал своим полуберберийским сыновьям.



(a) Aghilasse, aa ee W30/n - доминантный белый, основа рыжая.
(b) Жеребчик Kairaan de l’Atlas, aa ee nd1/nd2 TO/n W30/n - доминантный белый, основа рыже-пегая типа тобиано с псевдосаврасостью. Также отрицательными оказались анализы на гены пегости оверо и миопатии, связанной с нарушением запасания полисахаридов, типы 1 и 2. Тобиано от вороно-пегой матери.
(c,d) Жеребчик Kais de l’Atlas, W30/n - доминантный белый, другие анализы не делались.

Для всех имеющихся носителей W30 характерны темные глаза.

Исследование проведено сотрудниками лаборатории Etalon Diagnostics.
Если вы следили за моими постами о гене KIT, то заметили, что аллели серии W заканчиваются 28 номером, а это мутация номер 30. Где же 29?
Это выбор сотрудников лаборатории Etalon Diagnostics. "Мы не знаем, над чем работают другие исследователи, а потому не хотим наступать им на ноги, не зная заранее, как они обозначают мутации, над которыми работают", - примерно такое объяснение размещено на сайте лаборатории.
Сообщение было размещено в августе 2020 года, печатная работа уже вышла. Номер W29 пока свободен.
 
Сверху Снизу