По-моему в психологии период 4-7 лет - это наглядно-образное мышление, то есть от конкретного предмета уже отходят, но совершенно отвлеченно от ситуации мыслить не могут. Но могу ошибаться, потому что психология у меня на уровне общей, и тут лучше к специалистам (
@Астра).
Я это всё помню плохо и неотчётливо - врать не буду - потому что с детьми не работаю.
По Гарбузову, ребёнок,
которого учат думать (курсивом, как легко догадаться, выделено ключевое), семи годам уж способен достаточно чётко представлять себе причинно-следственные связи хотя бы на уровне двухходовок - "я это делаю потому что" (способность понимать причины собственных поступков) и "я это делаю для того, чтобы" (способность представить последствия своих действий).
Да, те, кого думать не учат, это бывают не способны представить и в 30-40, этот навык приходится отдельно ставить.
То есть, теоретически ребёнок к этому возрасту способен понять, что "если я сделаю вот так - животному будет больно/неприятно,т.д.".
Практически - чтобы эта способность работала, её нужно развивать.
Отдельной строкой сюда стоит добавить, что дети бывают разные.
Бывают эмоционально туповатые - которым, в принципе, сложно "поставить себя на место другого" и понять, что другому от его действий как-то нехорошо.
Бывают и просто жестокие, с сильным садистическим радикалом - которым доставляет удовольствие делать другим неприятно.
Поэтому тут всё зависит от того, какой именно это ребёнок.
Базово эмотивный может и сам догадаться про больно-неприятно, безо всяких объяснений.
А базово эпилептоидному зачастую нужны бывают весьма жёсткие объяснения того, почему вот так - делать нельзя.
Куда лучше сказать, что повод это средство управления, за него не держаться и не тянут просто так.
Цепляние - один из первичных человеческих рефлексов.
Поэтому, чем сильнее человек испуган - тем вернее он автоматически регрессирует в первичные способы реагирования, начнёт цепляться и тянуть.
Поэтому - да - взять новичка на корду и повод в руки не давать - это самый лучший способ избежать такого цепляния.