Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
Цену благородным скакунам знал не только Ричард III. Во второй половине 16 –го столетия правитель Чехии и, одновременно, император Священной Римской Империи Рудольф II специальным декретом основал придворный конный завод в Кладрубах на Лабе (Эльбе)Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
История кладрубской породы лошадей, тема рубрики «Сделано в Чехии»:
Завод был основан в 1572 году. Придворным он стал четыре года спустя. Возникшая здесь порода «старокладрубских галакаросьеров» появилась на основе испанских андалузских и итальянских неаполитанских коней и сегодня представляет собой особую ценность, поскольку дает наиболее точное представление о лошади 16-18 веков. В те времена в искусстве господствовал стиль барокко, влияние которого распространилось и на представления о лошадиной красоте: эффектность, парадность, пышность.
Итак, нам известно, что конный завод в Кладрубах (близ города Пардубице), где этих лошадей разводят, получил статус императорского еще в 1579 году. В Чехии, в небольшом городке Кладрубы-над-Лабой (Kladrudy nad Labem), расположенной в восьмидесяти километрах на восток от Праги, пять сотен лет назад началась история породы, выведенной специально для церемоний австрийского императорского двора. Кладрубские лошади участвовали в торжественных процессиях: коронациях, свадьбах и похоронах, национальных праздниках, вывозили в свет императорскую фамилию Габсбургов
С 1963 года замок и конный завод в Кладрубах являются памятниками культуры. Речь идет о самом старом действующем конном заводе в мире, который постоянно использовался по своему назначению. Разводимая здесь порода лошадей является одной из немногих сохранившихся старинных каретных пород. Поэтому с начала 2002 года замок, завод, а также несколько десятков лучших коней относятся к Национальным памятникам культуры.
Кладрубские или Старокладрубские галакаросьеры - это единственная порода лошадей, которая предназначалась исключительно для церемоний императорского двора. Речь шла о своего рода «Роллс-Ройсах» того времени. Шестерка белых коней везла карету Габсбургов во время торжественных церемоний, шестерка вороных впрягалась во время траура. Позднее высшие представители духовенства также получили право впрягать в свои кареты вороных старокладрубских коней. Вплоть до 1918 года, то есть до распада Австро-Венгрии, конный завод в Кладрубах поставлял коней для императорского двора в Праге и Вене (с конца 18 века исключительно двух мастей – белой и вороной). Причем, как отмечено выше, белая линия предназначалась для праздничных дворцовых выездов, а черные кладрубы обслуживали траур и высших иерархов церкви. Кладрубская порода оказалась настолько пригодной для упряжи, что её предпочитали вельможи и церковная аристократия по всей Европе. И в наше время кладрубы используются в торжественных церемониях ряда европейских королевских династий.
Старокладрубские кони имеют 13-18 регистрированных поколений с середины 18-го века. Кони, которые воспитывались специально для императорского двора, не должны были представлять собой ни малейшей опасности для правителей. Невозможно было также допустить, чтобы они поставили монархов в нелепую ситуацию. Потому у породы исключительный характер. На заводе почти 700 коней, и ни один из них не зол. Руководство старается, чтобы люди относились к ним хорошо, и они потом становятся отражением человека.
85 % коней завод продает в страны Западной Европы. В 1994 году старокладрубские галакаросьеры вновь были запряжены в королевскую карету после того, как, по результатам всемирного тендера, 8 белых лошадей этой породы закупила датская королевская семья
Знаток сразу скажет – это не скакун, и будет прав. Кладрубов изначально формировали как упряжную лощадь, предназначенную для императорского выезда габсбургского двора. Селекция происходила путем скрещивания неаполетанских и андалузских лошадей. С середины 16 века на породу оказали большое влияние три жеребца – белый Пеполиго, его два сына – Генерал и Генералиссимус и два вороных жеребца с одинаковым именем Сакромосо. Интересная деталь: упомянутые имена наследуют их мужские потомки по сей день.
Белых кладрубов по-прежнему разводят на кладрубском конном заводе; а вороной табун в тридцатые годы прошлого века был почти весь продан на мясо, и только благодаря большим усилиям коневодов в последние десятилетия его удалось восстановить в филиале кладрубского конезавода – в Слатинянах близ города Пардубице (там, кстати, расположен и очень интересный Музей коня). Постепенно оба табуна количественно сравнялись. В 2011 году общее количество кладрубов составило 57 племенных жеребцов (29 белой масти и 28 вороной) и 493 племенных кобылы (240 белых и 253 вороных).
Кони, во внешнем облике которых ничего не изменилось со времен эпохи барокко, и которых можно описать следующими словами: «мудрая голова, склоненная к земле, высокая шея, могучий корпус и ангельски-белая грива – таков старокладрубский конь, самое благородное животное, которое когда-либо существовало на этой планете. Когда видишь представителей этой породы, - писал в начале 20-го века князь Урусов, - современный мир отступает перед видениями прежних времен».
В наши дни респект к ней настолько высок, что конный завод в Кладрубах входит в число немногих стратегических предприятий государства, которые не подлежат приватизации.