Мне ничто не испортит настроение, после вкушения горохового супа и тыквенных слайсов)).
ну ок, я предупреждала ))))
Для начала пара слов о том, что нам вообще известно про серийных убийц. Ну а известно, что вы практически не найдете ни одного убийцу, у которого было нормальное детство, не было психических проблем, социопатии, фетишей и т.д.. Проще говоря любой маньяк отличается от нормальных людей и каждого не принимает общество. Просто один сможет завести семью, найти работу и попытаться раствориться в социуме, а у другого есть триггер, когда его переклинивает и он начинает убивать. Обычно этим триггером становятся унижения, неудачи с девушками, насилие в семье, неумение заводить друзей, ну или просто бесконечные больные фантазии, который психопат решает все-таки воплотить в жизнь. В общем это все к чему? Да просто к тому, что я сейчас пересказала любую книжку по психологии убийц, а также основную идею 'Джокера'.
Промо-материалы «Джокера» настойчиво твердили: фильм не имеет ничего общего с комиксами. И ведь не врали совершенно. Подозрения тихой мышью крОлись в недра черепа. И нельзя сказать, что обманули. Нет, но да. Фильм действительно не имеет ничего общего с комиксами, кроме пары имен и притянутых за уши фактов. Хоакин Феникс действительно играет хорошо, но не Джокера, а Артура Флека. «Джокер» не имеет ничего общего с комиксами, кроме ошибочно вынесенного в название имени.
Нынешний Джокер это по сути двухчасовое размусоливание одной и той же мысли, что не сам человек решает стать злодеем, а общество сподвигает его на такой шаг. И тут сразу хочется спросить: 'Серьезно?! Джокер настолько банальный персонаж, что вы его так раскрыли, рассказав эту простую истину?' Не, конечно я свечку не держала, все может быть, но куда делось его действительно хорошее и циничное чувство юмора, куда делась харизма, которая заставляет видеть не только монстра, но и в какой-то мере болеть за него. Где остроумный выход из любой ситуации? Где стержень, который помогает ему в одиночку творить все, что он захочет и держать весь город в страхе? Он после титров почитал книжки по самосовершенствованию, прошел курс 'Бизнес-молодости' и стал благодаря этому суперзлодеем? Как по мне Джокер Филлипса не готов к тем вещам, который творил его герой из оригинальной вселенной, он просто слишком слаб для этого. По сути его уровень это устроить бойню, как американские школьники, которых унижали 5 лет подряд, а потом присесть на пожизненный и сходить с ума в тюрьме все оставшееся время. Так может тогда это не тот Джокер? Может это просто альтернативный персонаж, с тем же именем, но проживший совсем другой путь? И может его даже и не стоило называть Джокером? И сразу отвечу: да, так и есть. И героя Хоакина Феникса по итогу можно заменить почти любым психопатом с искалеченной судьбой, тяжелым детством и отвергнутым обществом. Хотите, поменяйте декорации и назовите это все 'Гитлер', хотите перенесите в другой город и расскажите историю Эда Кемпера, ну или вообще снимите спин-офф 'Игры Престолов' под названием 'Рамси Болтон'. В общем вариантов куча, где можно рассказать такую же историю как человек постепенно становился безжалостным убийцей почти по одним и тем же причинам.
Фундаментальной ошибкой режиссера было слишком глубокое заимствование сцен с других классических картин, подходящих ему по настроению и передаче общего душевного состояния. Это тяжело назвать отсылками или данью уважения. Копирование сцен с 'Таксиста' Мартина Скорсезе, пришивание целого образа персонажа ведущего ночного шоу 'Короля комедии', звуковая и визуальная калька с 'Темного Рыцаря' Нолана, коридорный проход с 'Тебя здесь никогда не было'. Я не говорю что брать удачные моменты, уже существующие - это плохо, но в таком количестве весь фильм превращается в нарезку отрывков, а не в полноценно переданную историю. Теряется темп повествования, сценарий сбивается в грубый клубок, который распутать будет проблематично.
И если рассматривать 'Джокера' просто как драму об искалеченной судьбе обычного человека, то сразу можно найти много плюсов. Да, сама история банальна, но она действительно тщательно прописана и очень качественно снята. Мы можем увидеть каждый шаг как в главном герои эмоции все сильнее переливают чашу рассудка и как ему все тяжелее становится заставлять себя просто плыть по течению. В принципе мы с самого начала уже видим все недуги Артура Флека. И нельзя сказать, что его персонаж сильно меняется на протяжении фильма. Скорей просто уровень негатива повышается. И если в начале он смеется по сути из-за болезни и стесняется этого, то постепенно практически начинает считать это своей отличительной чертой. Его тяга к насилию перерастает из ударов по мусору в убийства людей, социофобия становится социопатией, попытки прославиться чем-то хорошим, заканчиваются решением стать криминальной звездой города. Т. е. это не история как хороший человек вдруг стал плохим, а скорей как общество заставило его сублимировать свои отклонения только в уничтожение, а не созидание. И Хоакин Феникс действительно отлично справился с этой ролью потерянного человека, который нашел себя благодаря насилию. Тут можно только поаплодировать. Топово оформлен музыкальный ряд, который постепенно закручивает зрителя в этот водоворот безумия, где вроде даже веселые песни начинают звучать зловеще. Проделана огромная работа оператора, монтажера, хореографа, художников и вообще всей съемочной группы. Т. е. с технической и эстетической точки зрения очень тяжело хоть к чему-то придраться.
Говоря о конкретно этом воплощении ГГ, стоит вспомнить, что у нас был Джокер-шут, Джокер-гангстер, Джокер-террорист, Джокер-Лето и теперь эта коллекция пополняется Джокером-изгоем – социально униженным и обиженным. Он не просто неудачник, он – ничто в общественной системе координат (тема «маленького человека» раскрыта максимально). Признаться честно, к этому не сразу привыкаешь, поскольку симпатия к данному персонажу проходит через непривычное в его отношении чувство жалости. Где Джокер и где жалость? Ведь мы привыкли к образу харизматичного, уверенного и безбашенного злодея в комиксах, играх, анимации, фильмах. Для безумца Артур довольно рационален даже с его расстройствами, а для преступника – недостаточно пугающ и грозен. И дело не в том, что, например, версия Леджера устойчиво сидит в голове, а в том, что за обилием реализма, набором злободневных тем и слишком очевидной метафорой на действительность, Флек становится, скорее, вариацией Тревиса Бикла, либо, что ещё хуже, реальных стрелков-колумбайнов, устраивающих терракты и сотрясающих общественное спокойствие последние два десятилетия. И в этом, пожалуй, новаторского мало – об оммажах на Скорсезе не писал только ленивый.
Джокера как персонажа описывает формулировка «клоун-принц преступного мира Готэма». «Клоун» — это понятно: специфический грим и тяга к дешевым театральным эффектам. «Принц» говорит о том, что он не последний человек в иерархии, авторитет вымышленного мира. Преступного мира. Джокер Тодда Филлипса — обычный, неприятный в общении человек с дисфункциональной психикой. До определенной поры он не имеет никаких преступных намерений, кроме спонтанных выплесков. После точки надлома — он не становится преступником идеи, он становится психопатом с навязчивой идеей. В плане характера персонажа фильм не имеет с первоисточником ничего общего, даже наоборот — он отсекает любой намёк. Кроме грима, конечно же. Но не в гриме суть. Несмотря на великолепное исполнение Фениксом роли психически нестабильного аниматора, из Джареда Лето Джокер в разы лучше (не говоря уже о нолановской интерпретации)
Но кино это все-таки не только про картинку, звук, сюжет и игру актеров. Кино это единое целое, где сделав один неверный шаг можно убить всю магию. И как по мне все плюсы перечеркивает именно решение назвать эту картину 'Джокер'.